Информация – это товар, об этом говорил еще Лобачевский, портрет которого сегодня пылится, пожалуй, едва ли не в каждом кабинете математики каждой средней и повыше рангом школы. «Совковый» образовательный знак качества в условиях сегодняшнего дня тоже изрядно потускнел, мы уже далеко не самая читающая страна и не так лихо покоряем интеллектуальный Олимп, у нас в почете ЕГЭ и готовящиеся мосдумой сокращенные да экспансивные образовательные программы. Впору не стоять у ученической доски с транспортиром и циркулем над решением высоколобых задач, а выводить белым мелом формулы выхода из сложившегося образовательного коллапса. Особенно в канун наступающего Года учителя.
Сегодня гость рубрики – преподаватель с без малого десятилетним стажем, человек, успевший попробовать себя в роли и школьного учителя, и старшего научного сотрудника вуза, и репетитора. Знакомьтесь — Татьяна Таратынова. Давайте начнем с краеугольного: легок ли педагогический «хлеб»?
- Скажем так, он неаппетитен. Давайте к фактам и по порядку. Педагогический вуз… — сегодня товарищ Горький у его дверей много грустней, чем раньше. «…И много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света…», — строки из его знаменитой «Песни о Соколе» — нынче не про институт, увы. Храм науки, выпускающий специалистов-педагогов не так востребован, абитуриенты просто боятся по его окончании не найти себе работу, имея на руках специализацию с приставкой «педагог». Кстати, побывав некоторое время назад в Европе, я с удивлением узнала, что при приеме на работу переводчика работодатель требует соответствующий диплом. То есть я с дипломом педагога-переводчика уже котироваться не буду. Ну, зарплата работника бюджетной сферы – второй аргумент не в пользу учительской профессии. 4-5 тысяч рублей на ставку получает специалист, успевший сдать экзамены на категорию, а молодой выпускник вуза – и того, пожалуй, меньше. Вот и набирают большинство моих коллег — школьных педагогов учебные часы пачками, пашут на две ставки, проверяя еще потом по ночам дома классные тетрадки с домашними заданиями, и получают зарплату не больше 8-10 тысяч целковых. Впрочем, и в вузах сегодня ситуация не лучше. Я долгое время как работник кафедры и аспирант получала шесть тысяч рублей с копейками, а летние стажировки в Германии – я филолог-лингвист – мне приходилось оплачивать изрядной суммой из собственного кармана. В результате: практика, научный статус, зарубежный опыт – высокие, а в кошельке гуляет ветер. Вот такими дорогами я и пришла в репетиторство.
- И как на деле: более прибыльной ли оказалась эта сфера образовательной занятости?
- Намного. Я бы даже сказала, в несравнимые по отношению со школой или институтом, разы. Уходящий год я потратила на изучение репетиторского рынка услуг и налаживание контактов с коллегами и заказчиками. На самом деле, засильствующее мнение о том, что репетиторские харчи – жидкие – не более чем миф. Да, от чеховских рассказов у нас, конечно, остался в памяти образ дореволюционных репетиторов. Вот бредет он — студент или гимназист старших классов — из конца в конец города, чтобы за гроши натаскивать оболтусов… «За квартиру и чай ищу уроки» — в то время такие объявления в газетах да на перекресточных столбах были не редкость. Сегодня репетитор может получать как банковский служащий, это реально. А если совместить персонифицированные образовательные услуги с дополнительной проверкой домашнего задания или выполнением контрольных работ, написанием рефератов, курсовых и дипломов – это очень солидные деньги, это за месяц – половина нового отечественного авто. Любой выпускник педагогического вуза, впрочем, и многих других, еще студентом это понимает и – ищет соответствующую подработку. Так что репетиторов в Челябинске много, даже очень много.
- А можно ли в таком случае вообще говорить о востребованности сегодня рынка репетиторов?
- Несомненно, даже более чем. Услугами репетиторов пользуются очень многие — дошкольники, школьники, абитуриенты, студенты, аспиранты, а также все те, кому нужен тот или иной предмет для работы или учебы (речь, прежде всего, об иностранном языке и компьютерной грамотности). Хорошие репетиторы сейчас – на гребне и в цене, возле них «тропа народная не зарастает», впрочем, как это было всегда в кризисные моменты развития страны. Вообще же репетиторство существовало, наверное, всегда, но расцветы его приходились на середину 19 века, когда в университет принимали без экзаменов и основанием для поступления был только хороший аттестат. Или в 80-90 годах, когда вновь вернувшееся классическое образование пугало студентов латынью и греческим. «На линии огня» репетиторская братия остается и все последние семь лет – с момента введении эксперимента по ЕГЭ. Ну, а если наши чиновники все-таки введут в ближайшем будущем бесплатное трехчасовое образование… (эта тема сейчас самая актуальная для более чем 100 тысяч педагогов всей России, зарегистрированных на ресурсе завуч.ру.) По проекту реформы, оставшиеся учебные часы – а у среднестатистического школьника их 6-7 в день – будут платными. Вот при таком сценарии репетиторы — оговорюсь, хорошие — будут просто в дефиците.
- Татьяна, как вы заявляли о себе на рынке образовательных услуг?
- Давайте с вами откроем любой сайт, предлагающий вакансии «Репетитор» и сравним их с количеством имеющихся в этой же плоскости резюме. 1:20. как минимум. Я размещала свое резюме и резюме специалиста с более чем 40-летним стажем. Мы обе – преподавательницы иностранных языков, с учеными регалиями и современным грамотным языком. И знаете, результативность у нас была примерно одинаковой – всего звонков 10 в год. Намного эффективнее подавать рекламу своих услуг в целевое издание – школьную газету или издание для родителей. Так делали наши предшественники еще в 19 веке: они предлагали свой труд через бесплатные газеты или «Бюро для приискания студентами занятий при Обществе для пособия недостаточным студентам». Все газеты благородно делали студентам половинную скидку и помещали их объявления первыми. Сегодня лидер-объявления в подобных газетах обойдутся вам дорого, но в частных рубриках слово будет стоить не дороже 40 рублей. Еще лучше – если у вас будут контакты непосредственно с руководством школ – они могли бы вам поставлять неуспевающих учеников. Но главной рекламой в таком бизнесе было и остается пресловутое «сарафанное радио». Была у меня школьница, испытывавшая большие проблемы с английским и немецким языками. Я взяла ее под свою опеку как раз лет 10 назад. В результате сегодня она – видный прподаватель одного из челябинских вузов, недавно приехала из Европы – привезла победную грамоту лауреата языкового конкурса для иностранцев. А я принимаю все новых и новых клиентов по ее рекомендации. Так что пока официальная система образования чахнет и сохнет, помочь людям, нуждающимся в знаниях и заработать достойные деньги легко, было бы желание и… смелость.
- Под «смелостью» вы подразумеваете волокиту и затраты, связанные с процедурой оформления в предпринимательскую деятельность?
- Именно. И вам скажу, что подобной смелостью обладают в Челябинске очень немногие. Сама лично между репетиторскими часами я пока занимаюсь изучением законодательства «Об образовании» и существующего порядка предоставления услуг, налогооблажения. Дело в том, что даже при наличии постоянных клиентов, с которыми я заключаю, но пока только устно, контракты на несколько лет – это, положим, старшие классы школ или уже состоявшиеся взрослые люди, готовящиеся к переезду на ПМЖ в Европу или Америку, репетиторский бизнес сезонен. Все как 100 лет назад. Самая обильная репетиторская жатва начиналась в начале ноября, когда выставлялись четвертные отметки и перед родителями двоечников-гимназистов вставал классический вопрос: что делать? А второй пик спроса нарастал после Рождества, когда начинал маячить страшный призрак грядущих экзаменов. Летние месяцы и начало осени были практически пустыми на заказы. Поэтому и сейчас главный лично мой страх перед регистрацией своих услуг лежит в плоскости: а с чего я буду платить налоги в нулевые сезоны? Но вообще, репетиторский бизнес построить очень легко. Статус научного сотрудника, регалии – все это, конечно, в вашу презентационную копилку, но чтобы зарабатывать деньги – не обязательно быть высоколобым ученым, главное – быть в курсе последних достижений и новостей в преподаваемой дисциплине.
- Татьяна Вячеславовна, а какой должен быть минимальный финансовый старт у человека, решившего зарабатывать репетиторством?
- По сути, никакого. Бизнес-рисков в этом деле — практически никаких. Все, что нам требуется – это пособия, по которым будет происходить обучение. Но у людей, занимающихся той или иной наукой или отраслью знаний, как правило, все это есть. Лично я всегда привожу из заграничных или столичных магазинов книги, учебники – что называется, для себя и «и того парня». Я берегу свою библиотеку, поэтому своим подопечным позволяю работать с ней только во время учебных часов или предлагаю сделать ксерокопии. По-хорошему, ученик сам должен покупать ту литературу, которую посоветует ему репетитор. Но вы удивите его и подкупите возможностью заниматься по самым современным и заграничным книжкам. Ну и, конечно, помещение. Тут – выбор за вами: или назначаете встречу в арендуемом офисе, или приглашаете к себе на дом, в более теплую атмосферу, где есть место чашечке кофе. Некоторые сотрудники вузов договариваются с заказчиками о занятиях в институтских аудиториях.
- Какие сегодня в Челябинске действуют цены на индивидуальное обучение?
- Ответ заложен в специфике образовательных услуг – все индивидуально. Но в Челябинске один академический час – длится 45 минут — стоит сегодня 250 рублей, астрономический час – 60 минут – чуть дороже: 330 рублей. Нередко заказчик берет сразу два академических часа – это 450 целковых. Это усредненные ценовые показатели. Многие педагоги – по моим наблюдениям, более зрелые или, наоборот, студенты и молодые специалисты – борясь за клиента, что называется, демпингуют цены. Конечно, это бьет по нашим доходам. В такой ситуации не стоит снижать поставленную планку, делайте ставку на свою высококлассность, дайте сомневающимся клиентам номера телефонов предыдущих своих учеников, достигших успехов.
- Возможно, в репетиторстве существуют подспудные источники дохода?
- Конечно. По сути, репетиторство – это шлифовка, корректировка знаний, необходимая клиенту для демонстрации их: будь то на четвертных итогах, или школьной олимпиаде, или же подготовке к поступлению в вуз, а может, как у семейной пары моих клиентов – для жизни в другой стране. Сопутствующих образовательных вопросов и пожеланий в практике репетиторства возникает множество. Просят – конечно, за отдельные деньги – помочь написать контрольную, сочинение, решить задачу, посоветовать научную литературу для курсовой или диплома, иногда – и вовсе его написать. Все это еще в вашу кассу – от 150 рублей за задачу, 350 – сочинение, лист перевода – 500 рублей, 5-6 тысяч рублей стоит написать курсовую, 10-17 тысяч рублей — диплом. Но помимо прочего, репетитор также может стать еще и посредником между другими преподавателями, оказывающими подобные услуги. Пока это только моя идея, я не видела ее реализации у нас в городе. Начать с того, чтобы обзвонить всех репетиторов по телефонам в газетах, договориться о снижении цены процентов на 15-20 при условии, что я им поставляю ученика. Затем подать объявление в газете, с заявкой на универсальность и весь спектр образовательных услуг. Ну, и получать свои комиссионные.