Chelbusiness.ru – это: Бизнес и политика с человеческим лицом. Коротко, доступно и оперативно о самых главных новостях страны.Эксклюзивные интервью, инсайды, независимые оценки, мнения экспертов, честные рейтинги и полные комментарии.

Шьем свое дело

Добавлено 21 Декабрь 2009 admin

«Made in…Челябинск & талантливые руки».  Сегодня ярлычок успешного дела не обязательно должен быть брендовым. Красивую и эффектную бизнес-выкройку можно создать самостоятельно. Ловкость рук и пара грамм терпения – и вам позавидует сама богиня ткачества Ариадна вместе с символом богатства Меркурием. О секретах швейной кухни, и том, как в современных кризисных рыночных условиях пришить звездочки на погоны своего бизнеса, мы беседуем с владелицей авторской мастерской одежды Лилией Васильевой.

- Лилия, недавно ваше ателье примерило на себя круглое платье-дату – пять лет. Вы пошили более тысячи костюмов и платьев, ваше лицо узнают модные челябинцы. А каким был путь в свое дело?

- Ну, героиней Чернышевского Верой Павловной я стала далеко не сразу. Впрочем, иголка с ниткой, по рассказам мамы, в моих руках начали «колдовать» еще в самом «нежном возрасте». Позже были школьные кружки и бесчисленное множество мягких игрушек. А к выпускному классу я уже совсем лихо отшивала одежду, нередко на заказ. Две мои одноклассницы щеголяли на выпускном балу в созданными мной платьях. Сразу после школы был дизайнерский факультет гуманитарного института. Училась я заочно, соответственно, много работала. Поначалу пыталась устроиться в пошивочные цеха, но знала, что будет крайне временная работа. Первая запись в трудовой книжке — цех по изготовлению авточехлов. Позже был кожаный цех, это уже одежда. Потом еще пара мест уже конкретно по изготовлению одежды. Там я и познакомилась с промышленными машинами, оборудованием, большим раскройным столом. И именно тогда остро почувствовала – мне хочется самовыражаться в дизайне одежды. То есть работа работой, а параллельно – для души. Я отшивала одежду для знакомых. Мастерство росло, заказы шли, умножаясь со временем в геометрической прогрессии. И вот настал момент, когда заказы эти стали поступать в таких объемах, что пришлось с последней работы увольняться. Наконец началась работа со своими клиентами.

Красивые люди Челябинска- Получается, ваша постоянная клиентура – это «наследство» с наемных работ?

- Да, но тут еще сработал принцип «сарафанного радио». Первый клиент сшил со мной продукт, оказался доволен и порекомендовал меня своему другу-подруге. Так появился другой потенциальный, а вскоре и реальный клиент. Таким же приблизительно образом в свое время я вышла – совершенно случайно – на целевую аудиторию шоу-балета. Отшила для танцоров костюмы для нескольких номеров, и люди – артисты этого сценического жанра -  заинтересовались моим продуктом. А потом подтянулась и других форматов богема. Позже было сотрудничество с ночным клубом H2O, там я числилась дизайнером одежды на протяжении полутора лет. От меня требовалась не только разработка костюма, то есть не только нарисовать эскиз, подобрать ткань, но и воплотить образ в жизнь. Со временем клиентов из этой праздничной по своей сути сферы стало так много — до 90% моих заказов стала одежда персон шоу-бизнеса — танцоров, музыкантов, артистов оригинального жанра, моделей, аниматоров, стриптизеров, певцов. Одна я уже стала не справляться с таким объемом работы…

- …И тогда решили открыть свое дело?

- Перед уходом в «свободное плавание» у меня была еще, скажем так, одна «проба станка». Вместе со своей бывшей институтской одногруппницей мы начали делать свой совместный проект, это было мини-ателье. Она работала на дому, обрастала клиентами и тоже перестала справляться с объемами заказов, тогда пригласила меня к себе в бизнес-компаньоны. В итоге, совместно мы проработали также полтора года. Но, как говорит пословица, двум хозяйкам на одной кухне не ужиться, так и нам пришлось разойтись и поплыть каждой своей «гладью». Иначе говоря, два харизматичных творческих характера разошлись по шву. Я до сих пор поражаюсь, когда читаю газетные хроники, например, о том, как Дольче и Габбана отметили 15-летие своей совместной деятельности. Или те же советские Ильф и Петров написали одну на двих книгу. Я пришла к четкому осознанию, что мне нужно работать самостоятельно, что если я хочу реализовывать свои творческие идеи, воплощать в жизнь свои мысли и образы, значит, надо развиваться «соло».

- Лилия, поделитесь опытом с нашими читателями: как же проходила регистрация своего предприятия, какие инстанции пришлось пройти на пути организации собственного ателье?

- На самом деле, все не так сложно, как «малюют» в интернет-форумах или бизнес-кулуарах. Лично мне не пришлось в этом смысле особенно напрягаться, мне помог мой же хороший клиент. Через его посредство я и вышла на его бухгалтера. В общем-то, последний все сделал и оформил. И даже на данный момент – вот нужно мне какие-то документы закрыть – я раз в три месяца прихожу к нему, подписываю все что надо, оплачиваю, все просто.

Красивые фотографии красивых людей Челябинск- Одно из необходимых слагаемых бизнеса — помещение под производство. Какое оно у вас?

- Да, я арендую рабочую площадку под свою мастерскую, а в планах – только расширяться. Был у меня очень краткий декретный период, когда приходилось дома совмещать материнство и работу. А в сам день родов, вы удивитесь, я вообще собиралась ехать на очередную примерку, а пришлось вот направиться в роддом. Потом, когда моему сыну исполнилось всего 3 месяца, я уже вовсю снова приступила к работе – клиенты встали «стеной». Мы улыбаемся: кто знает – может, атмосфера полотен да ниток, «похитившая» маму, воспитает в нем будущего тонкого дизайнера-модельера?

- Да, преемник известнейшему историку моды Васильеву I нужен! А сколько в вашем ателье сотрудников?

- Вообще, так получается, что у нас собственно семейный бизнес. Мои интересы по изготовлению одежды совпали с творческим «лекало» моей свекрови. И она работает сейчас со мной. Ее лучшая подруга, которая тоже всю жизнь занималась шитьем, помогает мне вместе с ней воплощать в жизнь мои идеи. А четвертый наш подмастерье – это сестра моего брата, она оканчивает также гуманитарный институт в этом году, очень творческий человек, и, по сути, все отделочные, ручные, кропотливые работы – ее. В нашем женском, 2 Х 2 коллективе работа строится следующим образом: на мне клиент – и работа с ним. Мы вместе подбираем модель, ткань, фурнитуру, я делаю раскрой, выезжаю на примерки. Моя свекровь с подругой непосредственно шьют, а наш будущий специалист  занимается ручной проработкой деталей будущей одежды. Не могу не сказать пару слов о моем муже – он моя главная опора, мой «импрессарио». Именно он продвигает и занимается рекламой всех наших услуг, находит новых клиентов и отслеживает хронику модных событий, на которые меня аккредитует, будь то банкет, бал или выставка.

- Лилия, а как так получилось, что ваша мастерская – ваша же тезка? Персонифицированное ателье с буковкой С — символом авторского права — заметно выделяется на пошивочном рынке Челябинска. Приносит ли это успех?

- Я долго думала, как назваться. Хотелось, чтобы имя было небанальным и красноречивым. Чтобы и интересно на слух, и потом интерес возник посмотреть – а что же это там они могут предложить эдакого. Остановились на варианте «авторская мастерская Лилии Васильевой». На старорусский манер, помните, в середине 19 века все лавки современной Кировки у нас тоже носили имена своих создателей. Ведь есть у меня свой авторский творческий стиль, свое видение мира, соответственно, своя подача. И многие клиенты могут узнать меня по этому  креативному «почерку», по излюбленным приемам – акцентированным отстрочкам, пряжкам, многослойности в одежде. Собственно, авторский подход у меня сохраняется как во всех аспектах производства, так и в единичности и неповторимости самих костюмов. Это почти всегда единичный экземпляр будет. Был у меня один случай-иллюстрация на эту тему, когда клиент уговорил меня «повторить» один уже существующий отшитый костюм. По его словам, договоренность с владельцем оригинала у него имелась. И вот встречаются – в разные моменты времени – два костюма на одной творческой площадке. Что и говорить, для артистов подобный «эффект копировальной машинки» даже при условии согласия на то двух клиентов не совсем удачен. Поэтому для себя я вывела абсолютную истину: нельзя иди на поводу у заказчика, и повторяться я не хочу. Вот нередко ко мне обращаются и заказами дать вторую жизнь одежде – ушить, перешить, обновить тем или иным образом. Тут я также, как в ситуации с копированием уже ранее сшитого, оказываюсь ограниченной – в полете фантазии, в силуэте, ткани, а важнее всего для меня созидание, творчество, а не конвеер.

- Лилия, расскажите, пожалуйста: каким же образом – кроме сарафанного радио – вы рекламируете свою продукцию? Ваше имя фигурирует в различных конкурсах…

- Да, но на самом деле,  их не так и много у меня – самые крупные: Платье города, конкурс профессиональных дизайнеров «ТИССУРА Couture». Да, я занимала на них призовые места, но вообще, сейчас даже жалею о том, что была прежде не так социально, в презентационном смысле активна; что чаще находились причины неучастия в различные проектах и конкурсах ввиду большой загруженности в работе. Сейчас у меня на руках маленький сын, но я стремлюсь больше себя обозначить в модном челябинском и общероссийском дискурсе. И очень прекрасно понимаю, что конкурсы, заявка о себе – это чрезвычайно важно, это – твоя капитализация. Иначе как окружающие о тебе узнают, ели ты неизвестный? Разве что только если ты – сам великий скульптор Эрнст по фамилии Неизвестный. Я — даже как потребитель — сначала смотрю на рекламу, на то, кто и что из себя представляет, а потом уже делаю какие-то выводы, иду или не иду покупать продукт. Вообще, я зарегистрирована на многих ресурсах, например – на «Ярмарке мастеров». Там выставлены фотографии уже готовых моих работ с описанием изделия и возможностью он-лайн заказа – кладете в корзину и все, также читатели могут оставлять свои записи в гостевую книгу – это своего рода барометр пользовательского спроса, его настроений и вкуса. А вот на Gallery.ru выложены все мои топы, есть возможность отсматривать самые обсуждаемые, ловить реальный потребительский спрос. Я также устраиваю дизайнерские ярмарки, так, последняя прошла месяц назад на базе КРК «Куба». Шоу-румы вообще — отличная самопрезентация и одновременно касса.

- Лилия, с одной стороны – реализация, а с другой – это поиск поставщиков сырья. Как вы выбираете последних?

- В основном у меня «родные» ткани, Челябинск. Для сравнения:  в прошлом году я ездила на конкурс «Тиссура-Кутюр» в Москву и посмотрела на то, что происходит в столичных магазинах. Так вот к каим выводам пришла: ассортимент тканей что есть у нас в уездном городке тот же самый, что и в Москве, во всяком случае, таково мое ощущение. А что касается тканей недорогих, которые используется для пошива в основном концертных костюмов, то создается впечатление, что у нас их ассортимент даже тканей больше. И по ценам приблизительно все одинаково. В перспективе  я планирую закупаться не только в Челябинске: понятно, что здесь ткани уже и с накруткой, да и ассортимент не весь, что есть на самом деле. Поле творчества-то оно – непаханое, и заделов и планов на будущее много.

- А какие, на ваш взгляд, критерии и ключи успеха предприятия, подобного ателье?

- Имя, формат, творческий подход, ниша – вот главные формулы эффективности. Остановлюсь подробнее на последнем. Я решила не ограничивать свое ателье какими-то направлениями, сегментами, шью самую разную одежду на потребу вкуса, запросов заказчика. Но так пока получается, что основной моей аудиторией — 90% заказчиков – являются артисты. Это приятно, когда, по сути, конкуренции в определенной нише мало. Главная и первостепенная сложность для владельца пошивочной мастреской – в принципе ее найти. Люди шоу-бизнеса, которые работают в этой сфере год-три, все меня знают. Притом необязательно их должна знать я. Вот, к примеру, есть на тком ресурсе, как «Вконтакте», меня находят совршенно неизвестные мне люди: мы тебя знаем, ты шила костюмы Джастина, Богемы и прочее, мы хотим костюм от тебя. Вот так интерактивность, доступность твоего предприятия для тех, кто знает, и даже кто еще не знает тебя – это очень важно. Я есть во многих социальных сетях, зарегистрирована на многих сайтах. Это не только эффективно в плане поиска клиентуры, это порой очень лестно, когда на одном из них некоторое время назад один гастролер мне написал: «В Челябинске бытует легенда, что у каждого хорошего артиста должен быть хоть один костюм от Лилии Васильевой». Легенда о тебе как о профессионале – что может быть приятней и действенней?

- Лилия, в качестве лирического отступления: существует такое мнение, что челябинцы серо одеваются, что одежда из ателье им не нужна?

- На самом деле, я столкнулась с этим недавно. Вот есть у меня специальная папка «на продажу». Тоже добавлю в качестве ремарки: на самом деле я не планирую специализироваться на изготовлении одежды на продажу. По той самой причине, что одежды сейчас очень много, по разной совершенно цене, можно как на рынке так и в магазине взять одежду за три копейки. Поэтому в моих планах нет ее еще больше тиражировать. Так вот, в  этой папке представлена одежда, которая создавалась моим творческим порывом в, скажем так. Неавральные моменты на работе, когда у менябыло свободное время. И вот мы с моими коллегами отшили за полтора месяца серию аппликационных маечек прет-а-порте, с вариабельной ценой. И вот после выставления галереи я сталкиваюсь с тем, что большинству людей, тем, кто обычно не шьет одежду на заказ, это кажется слишком ярко. Я, если честно, только поразилась: ведь цвет не режет глаз… У меня также были варианты этой самой майки и в коричневых тонах, и я, признаться, думала, что они у меня вообще зависнут, но оказалось, что именно они ушли у меня первыми! Большее же приятие и отклик я встретила в основном у тех людей, которые вот как раз из сферы шоу-бизнеса.

- За чем тогда будущее: ателье или магазинами, рынками?

- Продолжая тему, как выяснилось, большинству челябинцев одежда на заказ не интересна, человек больше удовлетворяется покупкой. Тут действует следующий механизм: примерил-понравилось-тут же купил, и не надо ничего придумывать, ездить на примерки, тратить свое время и прочее-прочее. Так что дизайнерская одежда – все же не для большинства, но определенного круга людей, которые ценят эксклюзивность, неповторимость, которые любят непосредственно сам творческий процесс создания. Возьмите вы хоть подвенечный наряд, хоть обыкновенное платье-футляр. Если у человека зажигаются глаза от просто висящего лоскута в магазине – это творческий человек, он очень индивидуально ощущат себя в этом мире, а еще он – ваш клиент. Впрочем, нельзя все же не отметить – люди сейчас все также более индивидуально подходят к своему образу. Как минимум, об этом можно судить по тому, что магазинов тканей становится все больше.

- А сколько в Челябинске магазинов ткани и как они дифференцируются по классу?

- Много, они делятся по своему уровню, все зависит от того, какие задачи от изготавливаемой одежды. Если костюмы на сцену – ткань должна быть очень яркая, выразительная, недорогая. Натуральные же ткани очень капризные и, положим, танцора я не поведу в такой магазин, где метр стоит от 3 тысяч рублей. Ведь с костюмом его при первом же «па» не должно случиться неприятного пассажа, нежелательно, чтобы он разошелся бы потом по швам при первом же танце. Вот, к примеру, «Стиль», «Фасон» — по ценовой политике это магазины простые, там можно найти много блестящих, ярких тканей именно на сцену. В «Леди-Прима» — магазинов этой сети по городу сейчас порядка 15 -  таких тканей поменьше, все больше в последнее время там начинает появляться тканей дорогих, другого формата, эксклюзивных. Соответственно туда я советую заходить людям, ищущим ткань, скажем так, для жизни. Мои любимые магазины – это «Брависсимо», «Модные ткани», «Елена», «Тиссура» — там есть ткани разные, по большей части дорогие, натуральные.

- А сколько времени проходит между появлением идеи и воплощением наряда?

- Сложно сказать, ведь процесс создания вещи проходит много этапов – эскиз, выкройка, отшивка, примерки, обработка…Так, дизайнерскую майку можно сшить за один день, а вот, положим, свадебный комплект невесты потребует двух с половиной недель. Некоторые приходят к нам уже со своим куском материи и мы вместе – уже отталкиваясь от заданных ей параметров и размеров – думаем и решаем что из этого можно создать. Но чаще, разумеется, я беру своих клиентов за руку и мы вместе отправляемся в магазин ткани – выбирать. Например, заказчик знает, какое хочет платье,  вот какая нужна ткань – нет. Мне не проще отправить туда, продиктовав название и размер нужного отреза, или отдать его на откуп продавцу-консультанту. Ведь ткань должна быть не только человеку «к лицу», будущий наряд должен обладать еще и требуемой формоустойчивостью или, наоборот, струиться и спадать волнами, или  соблюдать нужную растяжимость. Какая нужна ткань для какой одежды – подскажу я, по большому счету, с материей работать-то мне.

- Поставил ли «затяжку» кризис на вашем производстве?

- Конечно, как и у всех, в кризис снизилось количество заказов. Но зато ведь и бразовалось свободное время, в которое я опять же смогла воплотить в эскиз, а потом и в жизнь свои доселе дремавшие творческие идеи, я говорю о серии аппликационных маечек. В неспокойное экономическое время мы также отказались от платной консультации, за разработку эскиза модели я тоже не денег беру.

Chelbussines-справка:

Какие необходимы документы для того, чтобы организовать собственную пошивочную мастерскую?

Чтобы начать свое швейное дело, можно зарегистрироваться как частный предприниматель, также можно создать и юридическое лицо. При регистрации в качестве частного предпринимателя необходимо предоставить в районную администрацию следующие документы: регистрационную карточку-заявление, справку о присвоении идентификационного кода и платежку об уплате за регистрацию. В случае если вы решили создать юридическое лицо, то надо составить устав предприятия, взять в статуправлении справку о присвоении идентификационного кода, в райисполкоме (районной администрации?) получить свидетельство о госрегистрации субъекта предпринимательской деятельности. Если вы будете заниматься всеми этими вопросами самостоятельно, уложитесь в 1,5-2 месяца и затратите примерно в 3 тысячи рублей. Ускорение данного процесса (до двух-трех недель) потребует больших материальных затрат — до 12 тысяч.

В закладки:

5 Комментарии записи

  1. BLINDER Says:

    классная статья!!!!!!!!

  2. Янина Says:

    Очень интересная статья, для новичка все просто и понятно))) Хочется посмотреть ваши работы, очаровали прямо)))

  3. Ольга Says:

    Здорово!!!! Очень рада за Лилию.Желаю творческих успехов!!!!!!! И спасибо, конечно же-не каждый расскажет так подробно обо всех нюансах своего производства.

  4. BLINDER Says:

    http://avtorskoe-atele-lili.tiu.ru/

  5. Люда Галкина Says:

    Талант и любовь к своему делу, плюс энергия, Лиля — молодец! Всегда все оперативно, креативно! Удачи и успехов тебе!

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.