Во многих крупных городах наблюдается недостаток отхожих мест. Так было практически всегда в нашей стране. Особенно это было заметно, когда во времена перестройки, почти все общественные туалеты были проданы предпринимателям. После, их превратили в магазины и рестораны. В итоге, власти рискнули и закупили в США партию перевозных пластиковых туалетов и сдали их в аренду предпринимателям. Спустя некоторое время, выяснилось, что этот бизнес – прибыльный.
Когда только начал развиваться бизнес мобильных туалетов, на аренду 100 кабинок нужно было затратить $2000. Прибыль появлялась не сразу, но постепенно она составляла по $200-300 в месяц с каждой кабинки. Бизнес оказался стабильным.
Сейчас туалеты можно приобрести по $800 за штуку, а взять в аренду за $80. К тому же, арендатору предлагают услуги по ассенизации туалета. Стоимость одной уборки и дезодорирования кабинки — 800 рублей. Производится эта санитарная процедура раз в неделю.
Примерно 100 человек посещают кабинку, расположенную в хорошем месте.
Некоторые эксперты полагают, что горожане становятся всё более требовательными и такой вид услуг скоро отойдет в прошлое. Кабинки не украшают город и будущее за комфортабельными стационарными туалетами.
Однако есть много мест, где мобильные туалеты очень нужны. Например, бензоколонки, стройплощадки, стадионы. Но больше всего они нужны на массовых мероприятиях (фестивалях, концертах и т.п.).
Есть еще и такой вид бизнеса как уборка мусора. Он привлекателен тем, что его можно начинать практически в одиночку.
Для этого нужно хотя бы $4000-4500 стартового капитала. Примерно $3000 стоит подержанный грузовик-ЗИЛ, $300 нужно для приобретения двух б/у мусоросборочных контейнеров, $500 – на зарплату. Для начала в штате фирмы понадобятся всего два человека: водитель и диспетчер. Желательно ещё около $100 тратить ежемесячно на рекламу в строительных журналах.
Чтобы организовать такой бизнес, нужны транспортная и экологическая лицензии. Только получить транспортную лицензию может лишь юридическое лицо. Поэтому предприниматели-индивидуалы, имеющие в распоряжении всего одну-две машины, как правило работают под прикрытием какой-нибудь полноправной фирмы. Так же, б/у мусоровозам в принципе невозможно пройти ТО, поэтому придется потратить ещё и на «непредвиденные расходы» примерно $200-300. Наконец, 150-200 руб. – оплата за разгрузку на свалке одного контейнера.
Отличительна черта мусорного бизнеса — уменьшение доли чистой прибыли при росте масштабов дела. Слишком дорого обходится содержание автопарка и расходы на ГСМ. Гораздо более стабильными в этом бизнесе являются маленькие фирмы.
Тут существует три типа заказчиков: частные строительными фирмы, ДЕЗы и состоятельные люди, имеющие коттеджи. Лучшие клиенты – строители (прилично платят и работать с ними приятнее). Неудобные – ДЕЗы (предлагают цены на 20% ниже, чем негосударственные структуры).
Получив заказ, мусороуборочная фирма устанавливает в указанном месте контейнер и время от времени отвозит его содержимое на свалку. Однако основная масса полигонов для сбора мусора принадлежит частным структурам, работать с которыми проблематично. Надо быть предельно аккуратным, т.к. здесь кормятся все: и бомжи, и теневые фирмы, которые сдают вторсырье. Частным свалкам разрешено работать только со строительными отходами. Но на практике частники принимают все машины без разбора.
Каждый мусоровоз ежемесячно приносит до $400 прибыли. Т.е. фирма, созданная с парком в 1-2 машины, окупится менее чем за год.
Трудности будут возникать с подбором надежных кадров и регулярной поломкой старых машин. Самое перспективное направление — переход от вывоза мусора на свалки к его переработке и сортировке.
Возвращаясь к туалетному бизнесу, определим его плюсы и минусы.
Плюсы:
1)огромный ненасыщенный рынок;
2)не нужно платить арендную плату за установку кабинки;
3)власти заинтересованы в чистоте городских улиц и поддерживают развитие данного бизнеса;
4)бизнес окупается не более чем за год,;
Минусы:
1) город – основной клиент, следовательно, нужны хорошие связи с властями;
2) для организации сети мобильных туалетов необходимо около $100 тыс. для закупки кабинок, автомобилей и спецтехники;
3) из-за трудоемкости и небольшой привлекательности работы, трудно подобрать хороший персонал;
4) срок службы кабинок в 1,5-2 раза меньше, чем на Западе. Пластик плохо переносит большие морозы и загазованность. Поэтому на Крайнем Севере их вообще нельзя эксплуатировать, а в Западной Сибири их рентабельность меньше в 2 раза, чем в Центральной России.
5) в России мобильные туалеты не страхуют, в случае порчи их вандалами все расходы берет на себя владелец,.
Частные фирмы уже около 10 лет привлекаются системой ЖКХ для выполнения работ..Они занимаются вывозом мусора, заменой электропроводки и сантехники, ремонтом домов. Сейчас только водоканал остался монополистом. В других сферах городского хозяйства шаг за шагом развивается конкуренция.
Чистые дворы и подъезды всегда останутся актуальными. Правда, прибыли в этом бизнесе не очень высокие.
Чтобы получить подряд на обслуживание жилых домов, частная фирма должна победить в конкурсе, который проводит дирекция единого заказчика (ДЭЗ). Заказчик не менее чем за 45 дней объявляет о начале конкурса, а потенциальный подрядчик должен в течение двух недель – предоставить свои документы. Главным из них является заверенная копия бухгалтерского баланса.
Около 60% доходов предприятий составляют средства из муниципального бюджета (остальное — «живые деньги» от населения). Однако эта пропорция может измениться, т.к. правительство готовит реформу коммунального хозяйства. Государственные дотации пойдут к гражданам напрямую. Государство перестанет сдерживать расценки на коммунальные услуги. Тогда, делать ремонт в домах станет выгоднее, чем сейчас. Уже во многих городах есть частные ЖЭКи. Они полностью обслуживают жильцов, заключают договоры с ними.
Специалисты уже сейчас рекомендуют присмотреться к этому бизнесу. В нем много перспектив.