Chelbusiness.ru – это: Бизнес и политика с человеческим лицом. Коротко, доступно и оперативно о самых главных новостях страны.Эксклюзивные интервью, инсайды, независимые оценки, мнения экспертов, честные рейтинги и полные комментарии.

В категориях | Вне рубрик

От «доски» — к рынку

Добавлено 17 Декабрь 2009 admin

Работать нельзя учиться. Не трудитесь брать на себя роль корректора, если вы экономист или оканчиваете авиакосмический факультет. Логическую запятую в этом предложении поставит за вас диплом. И вот, когда пятигодичный (или трехлетний, как в техникуме или колледже) забег на марафонской дистанции за высшим образованием подходит к финишной прямой, выпускник зачастую оказывается в ситуации: «Ау, работа! Где ты?»

«Окно» в работу

Петру Первому, нашему царю-студенту, императору-предпринимателю, было намного легче. Прорубил окошко в Европу – и разом обеспечил себе и контакты, и нужные связи, и поставки бесперебойные заморские, и экспорт дюжий. И промышленность, и экономика, и народное хозяйство сразу «выздоровели» и «приосанились». Но это тогда. Сейчас это «европейское окошко» едва принесет такие дивиденды. Ну, ездят каждый год студенты факультетов международных отношений, да, по большому счету, и всех других, в заморские страны на заработки. Да и возвращаются через полгода, а то и год – в зависимости от программы международного обмена – ни с чем, а порой и совсем в убытке. Поэтому искать пути к карьере, особенно если ты молодой специалист, лучше не на чужбине. А что, если кризис на дворе и в рынке, конкуренция огромная, и на каждую свободную вакансию по полученной специальности претендует от 6 до 80 человек? Нет, отчаиваться так сразу не стоит, шанс найти отличное, как еще при Петре говаривали, «присутственное место» все же есть: открываем, например, газету «Вакансии от работодателя» и выбираем…

А можно открыть СВОЕ дело и организовать рабочее место не только себе, но еще бывшим однокурсникам. Кстати, сейчас мало уже кто помнит, но первое, с чего начал Петр свою государственную деятельность, было возвышение предпринимателей, усиление их социального престижа. Государь поощрял всякую фабричную и заводскую предприимчивость. С этой целью, в частности, хозяева предприятий освобождались от казенных городских служб и других повинностей, им предоставлялись безвозвратные субсидии и беспроцентные ссуды. Это называлось «чинить капиталом вспоможение». (В новом году в рубрике «Государственные программы» мы подробно расскажем о сегодняшних мерах поддержки молодых предпринимателей).

О Богах и горшках

Казалось бы, парадокс: выбор профессии давно уже случился, а вот пробиться на рынок труда никак не удается. Иначе говоря, учились-учились пять лет плюс-минус, приобретали специальность, уже видели себя в заветном офисном кресле (на подмостках сцены, у банковского руля, в белом халате и тому подобное), получили диплом, а работу по специальности никак найти не получается. Вот мифологический буриданов осёл из знаменитой латинской поговорки не мог выбрать между двумя одинаково соблазнительными лужайками, да так с голоду и помер. Современному же выпускнику выбрать работу сложно в принципе. Что же делать, если диплом – на руках, а свободные вакансии – все в чьих-то «кулаках»?

«Начинать, пардон за тавтологию, надо сначала, — рекомендует психолог Ольга Каменщикова. – Раньше вопрос трудоустройства молодых специалистов решался просто: были и практики, после которых можно было вновь прийти на предприятие в качестве соискателя на работу, и система распределения. Сегодня вся эта структура канула в Лету, а на производственную практику берут не всех и не везде. Просто не хотят возиться с неопытным сотрудником, тратить на него время и силы. С другой же стороны, сам выпускник при такой рыночной ситуации, нередко только усугубляет свою проблему. Как же: он – великий, самый лучший специалист и на зарплату согласится тоже — только великую. Ну и что, что кризис и работодателей оттого все меньше, он – Специалист! Заложник своих высоких амбиций не найдет себе работу, это надо понимать. Он может сколько угодно упорствовать в своих запросах относительно работы, и даже разбить лоб о слабо поддающуюся сейчас рыночную стенку, но нужной вакансии так и не найти. А ведь в любой, даже самой прочной стене, есть дыры и двери! Главное – их увидеть. Переводя на психолого-рыночный язык, важно найти альтернативу. Простой пример: оканчивает студент экономический факультет и идет устраиваться в один из экономических отделов банка. По специальности. Неудивительно, что по выходу оттуда весь его энтузиазм и радость статуса «дипломированный специалист» рассыплется на куски: его не взяли. Еще бы, сейчас везде «зеленый свет» – только опытным, только профессионалам с приличным стажем. А ведь набраться этого опыта можно в том же банке на более низкой должности. И – да – с небольшой зарплатой. Главное – в принципе в него попасть — да хоть дворником. На самом деле, сегодня, в отличие от уже поминаемого «совка», карьера делается быстрее. Максимум – год – и вас заметят и начнут постепенно продвигать вверх по карьерной лестнице. Главное – проявлять себя!».

Дорога в карьеру…

…начинается с первого шага, как и путь в тысячу миль, по древнекитайской мудрости. «Слово «карьера» появляется в лексиконе ребенка рано, чуть ли не с яслей, — улыбается Ирина Романова, психолог, руководитель психологического центра «Потенциал». – «Вот не пойдешь в ясли/детский садик – будешь потом, как дядя Петя, дворником», — вот такой «страшилкой» приучают родители к дисциплине свое чадо. Для детей постарше добавляют: «Будешь плохо учиться – станешь плохим дворником». Еще позже, когда на родительском собрании ставится вопрос о выборе профильного класса, ребенок уже осознает, что дворником он быть не хочет, а кем хочет – и сам пока не знает. И вот тут открывается широкий путь для родительского вмешательства в карьерное будущее своего сына или дочери. Как правило, ребенок делает выбор в пользу того профессионального направления, о котором в доме чаще и с положительными оценками говорили родителями. Это может быть все, что угодно: и настоящая профессия папы или мамы, бабушки-дедушки, или та ниша, в которой родители сами не состоялись и хотели бы реализовать свои амбиции на детях. А от мнения родителей, от их первоначальной посылки очень многое в выборе ребенка зависит. По статистике, лишь процентов 20% по-настоящему размышляют на тему: «Кем быть?» и делают свой выбор независимо. А значит, в будущем и учатся с интересом, и работать хотят, и находят последнюю легче. Но надо при этом не забывать: диплом – это свидетельство теоретической подготовки, а не практического опыта. Вот в этом смысле с поиском работодателя могут быть проблемы. Но не надо бояться их решать, получать отказы и искать новые варианты. Ведь без трудностей – было бы сложно. Они закаляют нас, формируют сильный стержень, в будущем – он будет только подпоркой, не даст сломаться. Напомню лишь простую истину: кто хочет найти работу – ищет возможности, кто не хочет – причины. Верьте в себя, чувствуйте свое предназначение и – будет вам успех».

Переход через кризис

«Проблема перехода из одного социального института – техникума, университета – в другой – на рабочее место — сложна не только отсутствием опыта у молодого специалиста, — объясняет Ольга Каменщикова. — Впрочем, он может поднабраться «ремесла» на летних практиках или на подработках в выбранной профессиональной сфере. Тогда шансы на трудоустройство по выпуску изрядно повышаются. Проблема заключается еще и в моменте осознания перехода во взрослую жизнь. Многие связывают ее с отрывом от семьи и попыткой начать вить свое гнездышко. Это не совсем правильно, по крайней мере, объединять поиск работы с отсоединением от родителей не надо. Родители – ваш тыл на этот сложный период карьерного старта. Но даже при благоприятном развитии событий, после оформления трудового договора, сложности перехода будут сказываться. Так, непросто будет после учебной временной организации приноровиться к 8 (а то и 12!) часовому рабочему ритму. Опять же, конкуренция, которой раньше особенно не было. Тут же – деньги, которые нужно будет учиться распределять в течение месяца (это искусство приходит не сразу, кто-то из взрослых не осиливает его и до седых волос, но по-хорошему оно формируется не менее чем за полгода). В любом случае, шаг из учебного заведения в рабочую должность – будет опытом «из огня да в полымя». Главное – готовить себя к этому и психологически, и практически. Оптимальный вариант – написание дипломных работ с прицелом. Сразу — на конкретное предприятие, где вы ее потом и презентуете, а работодатель оценит.

Курс на работодателя

Конечно, «юноше, обдумывающему житье» и только примеривающемуся к рынку, в грезах видится Супермен, не карабкающийся, а сразу летающий по карьерной лестнице, и побеждающий с безработицу и конкурентов «одной левой». Когда одной ногой – еще в учебном процессе, а другая — уже на предприятии, сложно, но справиться – возможно. «Каждый год мы выпускаем более 55 тысяч молодых специалистов, — комментирует Анна Лымарь, начальник отдела вузов и науки Министерства образования Челябинской области. – Цифра солидная, ведь на сегодня в области – только 76 средних профессиональных учебных заведений, которые дают своим студентам специальность. 77 предприятий начального профессионального образования (бывших ПТУ), они более ориентированы на ремесло, дают выпускникам профессию. И более 50 вузов, государственных и негосударственных. Заведения разные и уровень прикладной подготовленности к профессии дают специфический. Но общее для всех – в каждом из всех перечисленных учебных заведений есть центр содействия трудоустройству выпускников. Но студенты незаслуженно обходят их вниманием, а ведь там – большие базы работодателей области, города, которыми можно воспользоваться. Кстати, есть у нас и общерегиональный такой центр, куда обратиться может любой желающий студент (тел.: 267-94-15). Зачем прибегать к коммерческим центрам по трудоустройству, которые нередко собирают только деньги, когда есть такой выбор бесплатных! Впрочем, задумываться о своей будущей карьере я советую уже курса с третьего. Записывайтесь в стройотряды – помимо заработанных денег, только за одно за лето плюсом к основной специальности вы сможете овладеть профессиями проводника, педагога детского лагеря, столяра, отделочника. А профессии эти – одни из самых востребованных сегодня на рынке. И не пренебрегайте производственной практикой, как многие это, увы, делают. Практика – пусть неоплачиваемая, отличная площадка для накопления опыта и проявления себя. Многие студенты после получения диплома возвращаются обратно на уже знакомое место работы. Скажу вам больше. С 2011 года мы переходим к новым государственным образовательным стандартом третьего поколения. И именно практике, самостоятельной работе под руководством специалиста или преподавателя в образовании будет уделяться более 50 процентов! Это значит, что в будущем, да уже, по большому счету, сейчас нам – и рынку – нужны будут не специалисты с теоретическим дипломом, а практически подкованные, компетентные выпускники.

Елена БАРАНОВА, специально для chelbusiness.ru

В закладки:

Оставить комментарий

You must be logged in to post a comment.