Что можно сказать о законе о такси. Радует, что этот закон принят в принципе. Но вот в целом закон вызывает противоречивые чувства. А чего ждать предпринимателям осуществляющим деятельность такси?
В первую очередь, на федеральном уровне закрепляется факт необходимости получать разрешение на деятельность. Ранее в правилах пассажирских перевозок такого указания не было, разрешительные документы, если и выдавались, то местными властями, в каждом регионе – в соответствии со своими правилами.
Разрешение выдается не менее чем на пять лет. Это плюс. Но плюс – чуть ли не единственный. Теперь о минусах.
Первое – законодательно ограничили действие разрешения только тем субъектом Федерации, в котором оно выдано. Распространение разрешения на другие регионы возможно, при наличии межрегиональных договоренностей. Если таких договоренностей нет, перевезти пассажиров из Челябинска в Екатеринбург без нарушения законодательства невозможно. Либо нужно получать разрешение и в Челябинской области, и в Свердловской.
К тому же законом региональным властям дано полное право самостоятельно определять порядок оплаты за выдачу разрешения (п. 8 ст. 9 Закона). При этом минимальное и максимальное значение этой оплаты не установлено, поэтому, власти будут действовать, как обычно, стоимость возьмут с потолка. Никто не дает гарантии, что «для своих» это разрешение не будет стоить одни деньги, а «для чужих» – другие.
Второе – разрешение выдается только, если транспортное средство принадлежит бизнесменам на праве собственности, либо на условиях договора лизинга. Если автомобилем вы управляете на условии генеральной доверенности, то законно услуги такси вы предоставлять не имеете права.
Иметь автомобиль в собственности – это не единственное условие. Такси должно в обязательном порядке отвечать и другим требованиям. Например, каждая машина должна быть оборудована таксометром. Раньше подобного требования на федеральном уровне установлено не было. Объясните: зачем в машине таксометр, если стоимость поездки тебе объявляет диспетчер при заказе такси?
Также, местные власти в праве установить местным же законом, что все городские такси должны быть в единой цветовой гамме. К счастью, это требование не является обязательным, пока местные власти его не утвердят. Но если утвердят, всем таксопаркам придется потратиться на перекрашивание в ту или иную гамму своих машин.
С учетом осуществления деятельности в пределах только одной области, таксисты, при нарушении этого нехитрого правила и выезде с клиентом «за границу», становятся отличной мишенью для доблестной госавтоинспекции. Регистрационный номер и фирменный цвет выдадут покусившегося на соседскую территорию таксиста с головой.
И на десерт — разрешение необходимо получать на каждое транспортное средство!
То есть даже если вы – владелец своего автопарка в несколько машин, у вас есть документы о собственности на машины, вы зарегистрированы как юрлицо или ИП, получить одно разрешение оптом на весь таксопарк нельзя. Каждой машине – отдельное разрешение.
Это самое разрешение должно храниться в салоне автомобиля и предъявляться как по требованию пассажира, так и по требованию уполномоченных на то должностных лиц.
В любом случае, и проверка технического состояния, и обязательный медосмотр потребует дополнительных затрат. Что опять же, скажется на кошельке пассажира.
А теперь о плюсах. Если вы все-таки получили разрешение, то аннулировать его могут только по решению суда.
При выявлении нарушений (отсутствие таксометров, несоответствующие водители и т. д.) вам должны выдать предписание об устранении нарушений. Не отобрать разрешение, а выдать предписание, обратите на это внимание!
Максимальный срок для устранения – 1 месяц. При этом работать вы имеете право.
Если нарушения вы не устранили в течение этого месяца, действие разрешения могут приостановить. Работать вы не сможете до устранения нарушений.
Срок приостановления, судя по закону, может быть любым, так как законом не определены временные ограничения. Но в любом случае, оно приостанавливается до устранения нарушений. Далее вам должны вернуть право работать.
И только если даже приостановка деятельности вас не напугала, и вы не исправились, уполномоченный орган может обратиться в суд с заявлением об отзыве разрешения.
Есть еще один любопытный пункт, из-за которого разрешение может быть аннулировано. А именно (пп. 4 п. 14 ст. 9 Закона) «совершения водителем легкового такси дорожно-транспортного происшествия, повлекшего смерть либо причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью пассажира или третьих лиц». В общем, водитель совершит ДТП, вы лишитесь права использовать машину в качестве такси. Все просто.
Но и в этом случае, отзыв разрешения возможен только по решению суда!
Первые плановые проверки таксистов ждут спустя год после выдачи разрешения. Об этом прямо сказано в Законе (п. 20 ст. 9). Оснований для внеплановых проверок – масса, в частности, заявления «граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» и многих других, включая СМИ, о том, что вы не проводите предрейсовые медосмотры. Предупреждать вас о такой внеплановой проверке, в соответствии с законом, не требуется. Но обратите внимание, что, несмотря на внеплановость, она все-таки должна быть согласована с прокуратурой.
Последние две части занимательной статьи 9 закона ставят просто жирную точку в этом любопытном нормативном акте. Для оптимизации транспортной нагрузки в субъекте Федерации и исходя из численности населения, власти этого самого субъекта смогут устанавливать ограничение по максимальному количеству транспортных средств, используемых в такси. Ну, а если желающих «потаксовать» будет больше установленной цифры, разрешения разыграют на аукционе.
В общем, поле для коррупции – непаханое.
По материалам журнала «Современный предприниматель»