Медицина по-настоящему выгодна и почетна, только когда основана на порядочности врача и доверии пациента
Когда в нашей стране повеяло рыночными отношениями, стоматология одной из первых откликнулась на призыв к частному бизнесу, быстро примерив «кооперативный наряд». И это было ожидаемо – спрос на качественные услуги по лечению и протезированию зубов у населения остается стабильно высоким. Тогда родился миф среди населения, что плата, которую коммерческий доктор берет за свои услуги, якобы гарантирует исключительный уровень качества и особый индивидуальный подход. Однако с приходом на рынок частника, когда стоматологические практики стали на каждом углу зазывать клиентов красивыми вывесками, улыбающимся персоналом и рекламой с белозубыми барышнями на обложках модных журналов, ситуация по-прежнему далека от идеальной. Количество судебных исков на стоматологические практики увеличивается с каждым годом, а нули в прейскурантах к зубной боли добавляют душевную.
- Прежде чем думать о прибыли, врач должен состояться как человек, как специалист, — говорит директор стоматологии «Дента-Полина» Анна Синюкова. – В противном случае, на мой взгляд, вообще не стоит браться за дело. Бизнес должен быть построен на любви к человеку, к делу, которым ты занимаешься. Только тогда он будет развиваться в правильном направлении, принося уважение пациентов и неплохие финансовые дивиденды.
История создания ООО «Дента-Полина», которой в августе исполнится 14 лет, в общем похожа на остальные клиники. О том, что будет врачом, будущий руководитель стоматологии знала с детства. Начинала с санитарки, затем окончила училище, сегодня общей практики работы в медицине насчитывается более тридцати лет. Долгое время работала на Украине, затем вернулась в Челябинск. Заняться предпринимательством вынудили обстоятельства. Теперь звучит смешно, но в городскую стоматологическую поликлинику № 1 Анну Синюкову не приняли из-за отсутствия свободных ставок! За что, она сегодня благодарна судьбе.
- Знаете, если бы я сейчас пришла работать в поликлинику, главврач бы через две недели сказал: «Спасибо, ты хороший работник. Увольняйся!». Никто не признается, но врачи в большинстве своем боятся высокого уровня стоматологической помощи в своем учреждении. Куда проще относится к работе, как к банальному заработку, а неудачи списывать на индивидуальные особенности организма или другие узаконенные уловки. А высококлассный мастер на этом фоне просто портит всю малину.
- С чего начинался ваш бизнес?
– В 1996 году я сняла колясочную в доме на Каслинской, взяла в долг старое оборудование и начала потихоньку ковыряться в зубах. — вспоминает собеседница. — Вот такой у меня был, как сейчас называют модным импортным словечком, «старт-ап». Я расклеивала объявления, нанимала соседских мальчишек, чтобы те раскидали по почтовым ящикам микрорайона написанные от руки приглашения посетить новый зубной кабинет. Сегодня к нам приходят в основном по рекомендации сарафанного радио. Есть даже пациенты-семьи. Часть клиентов заходит к нам «случайно» по пути из муниципальной поликлиники, где их «приятно удивили» сервисом и качеством обслуживания. (По иронии судьбы, «Дента-Полина» располагается неподалеку от той самой Первой поликлиники).
Цена за лечение определялась по большому счету интуитивно. Часть уходила на материалы, на оплату аренды, остальное – плата за труд.
- Я беру за работу ровно столько, сколько это стоит и не копейки больше, но я могу себе позволить купить квартиру, содержать машину. Так и должно быть. А в нашем деле, поверьте, спрятать лишние деньги – проще простого. К примеру, себестоимость подложки «Live», которой требуется доли грамма — максимум 3 рубля, а в прайсах некоторых «коллег» она оценена в 230 (!) — говорит врач. – Цены определяются здравым смыслом. Мы живем не в изолированном мире. И когда впервые прозвучало слово «кризис», заморозили цены, а на некоторые услуги сделали 13 %-ную скидку, оптимизировав затраты. Но на зарплатах моих врачей это никак не сказалось. Плох тот руководитель, чьей прибыли не хватает на развитие предприятия и обеспечение достойной жизни сотрудников. Ни в коем случае нельзя обижать своих специалистов, допускать чтобы тот чувствовал себя ущербным. Как с такого человека можно требовать полной отдачи? В ООО «Дента-Полина» работает еще два доктора и две медсестры. И никто ни разу не получал зарплату с задержкой или в конверте.
Кадровый вопрос удалось решить не сразу. Когда клиентов стало больше, Анна Константиновна стала искать свежую кровь. Несмотря на обилие учебных заведений, берущихся за подготовку стоматологов, немногочисленный коллектив «Дента-Полина» сформировался только через несколько лет.
- Специальность нужно выстрадать, а не купить. Молодежи приходит много, но из десятков будущих врачей на деле стремятся стать профессионалом единицы, у остальных – в глазах лишь доллары. Страшно то, что такие люди будут нас потом лечить! — говорит Анна Синюкова. – Им и в голову не приходит, что когда делаешь от души, со временем деньги начинают за вами сами ходить, а не недовольные клиенты. Мне не жалко отдавать свои знания, опыт. Хуже, если багаж знаний, в который вложила душу, окажется никому не востребованным. Давно пришла к выводу, что отношение к труду определяется не суммой вознаграждения. И это не просто кем-то удачно сказанные высокие слова. Когда еще была санитаркой, сама себя приучала работать как положено, исправлять ошибки. Хотя, сами понимаете, какие тогда были оклады. Но по-другому просто нельзя. Иначе, простив один раз себе брак, ты, как заколдованный, будешь стремиться закончить и абы как, лишь бы побыстрее.
Подход к делу – краеугольный камень любого бизнеса, а подход включает все – от умения разговаривать с клиентом до применяемых технологий лечения. Нужно работать ради пациента.
- Наш визиограф снабжен программным обеспечением, не позволяющем вносить изменения в рентген-снимок. Такое оборудование признается как непреложное свидетельство в случае судебных исков. Его стоимость – 300 тысяч рублей! Спросите зачем я его установила? А так хочу. Хочу быть честной, прежде всего, перед собой. Хочу, чтобы все было ясно и открыто для клиента и для врача. Я намерено исключаю малейшую вероятность снятия с себя и своих подчиненных ответственности. У меня не забалуешь! Везде стоит видеонаблюдение, и не потому, что не доверяю своим специалистам. Наоборот, стремлюсь, чтобы они также стали доверять своему опыту, профессиональному чутью. Понимаю, лучший контролер – это твоя совесть, твои убеждения, а это куда более надежный гарант, чем все эти цифровые штучки.
На стенах клиники нет дипломов, наград и различных сертификатов, которые, как правило, встречают немым величием в других стоматологиях. Почему?
- Не люблю лицемерия. Мне не раз «пытались» вручить звания всевозможных магистров, бакалавров… И пару раз это удавалось. Причем в приписке маленьким шрифтом всегда обозначалась сумма, которую «всенародно признанный» лекарь должен внести на счет какой-то организации, прикрывающейся именем президента премьера или губернатора, — иронизирует Анна Константиновна. — По той же причине не езжу на симпозиумы и мастер-классы, на которых «заморские гости» с армянским акцентом вещают о якобы новых технологиях, которыми я пользуюсь уже 5-10 лет. Предпочитаю учиться на научной литературе, которую постоянно выписываю. Черпаю дополнительную информацию через Интернет, обмениваюсь опытом с коллегами. Стоматология быстро развивается – только успевай за ней.
По мнению врача, такая философия помогла состояться Анне Константиновне как врачу и, главное, как человеку.
- Я свободный человек и играю по своим правилам, и отвечаю за то дело, которому посвятила более тридцати лет труда. Решение доверить свое здоровье доктору или поискать другую клинику остается за пациентом. И только он может поставить мне объективную оценку.
- Были ли случаи, когда клиент остался недоволен?
- Разумеется, были. Врачи также могут ошибаться, как и все, и мы умеем их признавать. Однажды вернулась пациентка, которой делали протезирование и допустили недочет. Клиентка явно была настроена на скандал, заскочила в кабинет. Но я спокойно достала деньги – стоимость заказа – и молча положила на стол. Такого она не ожидала – в слезы: «Мне не нужны деньги… Нужны другие протезы…» Все переделали по гарантии. Она осталась довольна. Врач – не Господь Бог. И он обязан всегда помнить о той особой ответственности и миссии в обществе, о которой говорил Гиппократ.
г. Челябинск, ул. Каслинская, 38
(351) 790-55-15