Красивые проекты «дорожных карт» слишком далеки от региональных проблем бизнеса. Сольное выступление московских экспертов челябинцев не впечатлило
В пятницу, 11 октября, в Челябинске в рамках программы совещания «Мониторинг дорожных карт национальной предпринимательской инициативы» в Уральском федеральном округе, организованном Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», прошёл круглый стол «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса».
«Дорожные карты» национальных предпринимательских инициатив разрабатываются в рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2579-р.
Докладчиками от Агентства стратегических инициатив на круглом столе выступили: исполнительный директор НП «Национальная ассоциация институтов закупок» Георгий Сухадольский; президент ассоциации региональных операторов связи Юрий Домбровский; исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей Нелли Игнатьева; руководитель проекта Департамента мониторинга предпринимательских инициатив направления «Новый бизнес» Александр Власов; исполнительный директор НП «ECR Russia» Максимилиан Мусселиус.
В круглом столе приняли участие министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина, руководитель УФАС по Челябинской области Анна Козлова, заместитель главы администрации города Челябинска по экономике и финансам Александр Руденко, представители предпринимательских организаций, журналисты.
Программа проведения круглого стола предполагала проведение дискуссий по основным вопросам. В частности, по актуальной теме государственного заказа планировалось обсудить: создание системы мониторинга, анализа и оценки положений о закупках организаций государственного сектора, субъектов естественных монополий; формирование механизма общественного обсуждения целесообразности и обоснованности государственных и муниципальных закупок; формирование региональной команды представителей бизнеса в Челябинской области.
Однако никакой полноценной содержательной дискуссии с южноуральскими предпринимателями не состоялось. Основную часть времени «съели» монотонные презентации гостей своих инициатив на рынках услуг связи и аптечных сетей. Участникам круглого стола эти темы были явно неинтересны, а мелькающие на экране картинки были сильно перегружены цифрами и мелкими деталями.
- Какова цель круглого стола? – разрядил обстановку председатель правления челябинской областной общественной организации «Союз предпринимателей» Олег Фомин.
- Презентация дорожных карт.
- У нас в области два аэропорта и, может быть, одна нефтяная труба. Зачем нам это нужно? – заметил Фомин.
Чуть позднее выяснилось, что цифры, мелькающие в презентациях, весьма сомнительны, а к разработке многих проблем не привлекаются региональные эксперты.
Однако одна наболевшая проблема на круглом столе предпринимателями всё-таки была озвучена. Директор автономной некоммерческой организации «Центр правовой поддержки и научных исследований «Родной Город» Владимир Ишимов рассказал о своём опыте противодействия засилью торговых сетей в городе Магнитогорске.
По данным «Уральской открытой газеты», в Магнитогорске 350 несетевых магазинов и 312, относящихся к различного рода сетям.
«Продолжающаяся экспансия сетей окончательно уничтожит малый бизнес в торговом пространстве нашего города. Предприниматели и работники занятые по найму не найдут работы, поскольку в городе не строятся новые предприятия. У нас возникает вопрос, почему крупные федеральные компании не проводят экспансию в город в секторе инновационных технологий? Горожане прекрасно сознают, что федеральные торговые сети не платят основные налоги на территории размещения, а выручка сетей не работает на развитие территорий. Сети воспринимаются как «денежный насос».
В Магнитогорске данная ситуация выглядит совсем не безобидно, поскольку люди знают, что градообразующее предприятие – самый крупный в стране металлургический комбинат, по капитализации отстает на 6 млрд. $ от торговой сети «Магнит» и этот разрыв продолжает увеличиваться. ММК осуществляет социальную политику в отношении города, а «Тандер», Х5 и другие торговые компании даже и не пытаются действовать в данном направлении.
Предприниматели города не возражают против присутствия сетей, но выступают за их разумное ограничение. Нам все равно, какая универсальная продуктовая иногородняя сеть превалирует на торговом пространстве, нарушит она 25-ти процентный порог или нет? Для нас все иногородние сети единый субъект, поэтому важнее оценка их общей доли присутствия.
АНО «Родной город» провело собрания предпринимателей , круглые столы. В частности, 25 июля была проведена встреча с представителями областного УФАС, местными руководителями отдела госстатистики, налоговой инспекции, прокуратуры. Во время обсуждений подтвердилось несовершенство применяемых методик для оценки доли торговых сетей», — указывают магнитогорские предприниматели в своём обращении.
В качестве ограничительных мер правозащитники предлагают:
1. Ограничить общую долю торговых сетей на продовольственном рынке города разумным процентом, хотя бы с некоторой попыткой научного обоснования. Может быть, в 40 или 50 %.
2. Ограничить присутствие иногородних сетей в секторе магазинов «шаговой доступности», за исключением торговых точек специализированной фирменной торговли.
3. Пересмотреть существующую методику оценки оборота продовольственных продуктов, убрав из нее несопоставимые по классификации показатели.
4. Ужесточить наказание для сетевых компаний, не ограничиваясь штрафами, а ввести прямой запрет на расширение.
5 Ввести ограничение для гипермаркетов по времени работы.
6. Запретить размещение гипермаркетов в границах массовой застройки.
7. Организовать получение разрешительной документации на торговлю на местном уровне.
8. Минпромторгу совместно с РСПП, ТПП активнее предлагать крупным торговым и промышленным компаниям реализовывать на местах присутствия корпоративную социальную политику в соответствии с международными стандартами, в частности с ISO.
9. Минпромторгу инициировать внесение изменения в налоговое законодательство о порядке выплаты налогов с учетом получаемой выручки на местах размещения торговых.
10. Рекомендовать муниципалитетам проведение исследований местных потребительских рынков по образцу Ижевска, Череповца и других городов. Обеспечить контроль за разработкой и реализацией муниципальных программ развития потребительских рынков.
11. Проводить экспертную подготовку закона и методик, ориентируясь не только на западный опыт, но и на российские реалии.
Таковы предложения магнитогорских предпринимателей в сфере антимонопольной политики, которые они передали нам в конце круглого стола, так как не смогли их озвучить в процессе встречи.
Максимилиан Мусселиус парировал, что приход торговых сетей – это прогресс, сопоставимый с вытеснением конвейером мануфактурного производства.
«Всё должно делаться постепенно, не внезапно, чтобы люди не пострадали», — заметила Анна Козлова.
Закончился круглый стол краткой презентацией сайта Инвестклимат.РФ по общественному обсуждению «дорожных карт».
Участники круглого стола – представители власти и бизнеса – по итогам мероприятия так и не смогли прийти к каким-либо практическим выводам и выработать совместный краткосрочный план. Единственное пожелание гостей направлять предложения на московский сайт энтузиазма у экспертов не вызвало. С таким подходом, не нацеленным на результат, презентации Агентства стратегических инициатив рискуют остаться всего лишь яркими картинками в пределах Садового кольца Москвы.