Любой бизнес-план должен быть составлен в соответствии с конкретной жесткой структурой. Но как таковой одной общей для всех схемы не существует, ведь любой бизнес-план индивидуален.
Структура бизнес-плана формируется в зависимости от того, кто будет его целевым потребителем – банк, частный инвестор или вы сами. Также структура бизнес-плана зависит и от целей, которые вы перед ним ставите – хотите ли вы продать идею, или получить деньги под свой проект.
Но, несмотря на подобные различия, мы все-таки попытаемся определить основную структуру бизнес-плана.
I. Описание вашего проекта (Аннотация, резюме)
Первая часть плана – резюме вашей идеи. Но написать ее можно только после того, когда будет готов весь бизнес-план. Аннотация должна содержать всю необходимую информацию из различных частей бизнес-плана. Эти факторы означают, что, хотя резюме является первым пунктом для подготовки бизнес-плана, пишут его в конце. Аннотация является рекламной частью вашего проекта и, следовательно, должна быть тщательно подготовлена. Очень часто успех всего бизнес-плана зависит именно от заинтересованности «потребителя» бизнес-плана, пробудила ли аннотация интерес ко всему проекту или нет. Поэтому описание должно не только заинтересовать, но и заставить читать дальше. Предупреждение! Аннотация – это не рекламное предложение «вложите рубль сегодня, получите 10 завтра», а инструмент для пробуждения интереса к бизнес-плану в целом.
Резюме должно содержать следующую информацию:
- цель разработки бизнес-плана;
- пошаговые цели и их исполнение;
- краткое описание товаров/услуг и рынков;
- ваши опыт и навыки лидерства в контексте пригодности для конкретного проекта;
- ключевые финансовые данные – затраты, отдача, прибыль.
II. Характеристика компании
Этот раздел содержит основную информацию о вашей компании (если такая, естественно есть) или о вас лично. Эта часть бизнес-плана является относительно короткой, в ней обычно присутствуют:
- наименование, реквизиты, юридический адрес фирмы;
- краткий рассказ о ее деятельности;
- полная контактная информация;
- характеристики владельцев.
Не лишней будет следующая информация:
- история компании;
- миссия и цели предприятия;
- получение призов и прочих наград;
- имеющиеся ресурсы.
III. Характеристика предлагаемого продукта или услуг
Эта часть бизнес-плана должна быть изложена с максимальной тщательностью в деталях, ведь в ней производится тщательный анализ продукта, который вы хотите продать или на котором собираетесь заработать. Потому постарайтесь именно в ней представить важные характеристики, отличающие продукт от конкурентов, обоснование цены на него, а также рассказ о каналах продаж и прочую информацию. Так же в этой части бизнес-плана допускаются описания технологии изготовления продукции и других факторов, которые определяют его окончательную форму.
Помните, что эта часть бизнес-плана включает в себя следующую информацию:
- описание вашего продукта или услуги;
- описание технологии;
- сравнение с продуктами конкурентов; конкурентные преимущества; ценность для клиента;
- авторские права и патенты;
- планы по модернизации продукта;
- законодательство, касающееся использования продукта;
- фаза жизненного цикла продукции.
IV. Изготовители, управленцы и продавцы
Здесь вы должны рассказать об уже существующих структурах, которые займутся изготовлением продукта, его продвижением на рынок и его продажами или, если этих структур еще нет, о том, что понадобится для того, чтобы создать (арендовать) их. Помните, что не идея, а люди являются наиболее важной частью любого проекта и именно от них зависит весь успех любого проекта.
И пусть пока думаете, что это не так, тот, к кому вы придете с вашим проектом, поверьте нам, будет думать иначе. Потому в этом разделе вы приводите следующую информацию:
- отдел менеджмента, необходимый для осуществления проекта;
- структура производства;
- распределение обязанностей между разными секторами будущей компании;
- заработная плата, занятость и профессиональная подготовка всех исполнителей проекта;
- система мониторинга и контроля их действий;
- строительные, рекламные и консультационные услуги, которыми будет вынуждена пользоваться ваша компания;
- руководство всем бизнесом.
V. Рынок и конкуренция
Эта часть бизнес-плана посвящена нише, в которой ваша компания будет работать. Поэтому здесь дается характеристика рынка, уточняются ключевые аспекты всей предстоящей финансовой борьбы на нем. Также вы должны указать информацию о брендах подобных вашему, и конкурентах. Чем большую осведомленность в рынке вы покажете, чем больше сообщите информации о конкурентах (их слабые и сильные стороны), тем лучше вы будете подготовлены к предстоящей работе.
Также необходимо рассказать о клиентах, которых заинтересует ваш продукт или услуга, помня, что правильное определение их потребностей является ключом к успеху.
Примерная структура этой части бизнес-плана включают следующую информацию:
- характеристика производства;
- описание компаний-конкурентов, присутствующих на рынке;
- сегментация рынка;
- ваши клиенты (типы клиентов, кто они, каковы их потребности, когда и где они смогут купить ваш товар, и почему они выберут именно вас);
- описание конкурентов и их позиции на рынке;
- препятствия или, напротив, удачные факторы для входа на рынок;
- анализ сильных и слабых сторон вашего продукта;
- коммерческая перспектива его продаж.
VI. Маркетинг – продажи
В этой часть вашего бизнес-плана вы должны показать, как именно вы намерены заработать деньги на вашей идее. Этот раздел должен убеждать, что вы знаете о том, что и кому вы будете продавать. В маркетинговой стратегии вашего бизнес-плана должны быть учтены данные о целевом рынке, клиентах, конкурентоспособных компаниях и о компаниях, которые станут продавцами вашего продукта.
Эта часть бизнес-план содержит такие пункты как:
1. описание продукта;
2. цена;
3. ценовая стратегия;
4. стоимость единицы продукта/услуги – себестоимость и продажная цена;
5. ценовая конкуренция;
6. скидки;
7. текущие позиции на рынке и прогноз;
8. продажи:
- описание каналов продаж;
- бизнес-партнеры (договора, контракты);
- способы оплаты;
- послепродажное обслуживание и другие услуги.
9. Продвижение и реклама:
- форма рекламы и продвижения;
- способы привлечения клиентов (листовки, буклеты, рекламные щиты, газеты, Интернет, радио, телевидение);
- рекламный бюджет (какой процент от доходов будет потрачен на рекламу);
- проводимые и планируемые рекламные кампании;
- PR (Public Relations) – средство создания положительного корпоративного имиджа.
VII. Планы и график их осуществления.
Для осуществления любого проекта необходимо тщательно планировать действия, которые приводят к его успешной реализации. Хаос и отсутствие конкретного графика могут испортить даже очень хороший проект.
Потому в этой части бизнес-плана мы учитываем следующие аспекты:
- цели компании и ожидаемые сроки их реализации;
- путь к достижению целей;
- основные факторы, влияющие на осуществление планов;
Бизнес-план должен включать прогнозы, по крайней мере, на 5 лет с момента создания бизнеса!
VIII. Финансовый анализ.
Финансовый анализ является последней из самых важных частей вашего бизнес-плана. Можно сказать, что именно эта часть является сердцем вашего бизнес-плана, так как в ней вы осуществляете разработку плана инвестиций, вместе с оценкой будущих прибылей и сроках их получения, а именно это является главным для оценки вашего бизнес-плана на живучесть.
В этой части вы обязательно описать три основных элемента:
- баланс;
- прогноз прибыли и убытков (с учетом всех прогнозируемых расходов);
- общий денежный поток.
Кроме того, финансовый анализ должен также включать (не относится к начинающим компаниям):
- статистические отчеты;
- источники финансирования;
- анализ безубыточности;
- возврат на вложенный капитал;
- текущий и будущий спрос на капитал;
- предположения, на которых основаны представленные прогнозы.
IX. Примечания.
В конце бизнес-плана, мы представляем все уточнения и объяснения, которые не вошли в основной документ. Вот примерный список некоторых из них:
- словарь терминов;
- технические характеристики продукта;
- организационная структура;
- биографии членов совета директоров и ключевых сотрудников;
- результаты маркетинговых исследований;
- патентные данные;
- банковские счета компании;
- рекомендации от третьих лиц;
- копии контрактов для оценки деловой активности фирмы.