Chelbusiness.ru – это: информация о новых предложениях в сфере малого и среднего бизнеса Челябинска; пошаговые инструкции по созданию собственного предприятия; юридические и финансовые онлайн-консультации, самые интересные экономические новости региона. А также: эксклюзивные интервью с представителями челябинской власти и известными бизнес-персонами нашего города; секреты успеха коммерческих проектов; советы профессионалов в сфере малого и среднего предпринимательства. Начинайте свое дело с нами!

Объём финансирования на конечные результаты не влияет

Добавлено 07 Апрель 2014 Сергей Жигалин

IMG_20140406_234849

Chelbusiness.ru и itogi74.ru публикуют отчёт аудитора о проверке в Минэкономразвитии Челябинской области. Судьба почти миллиарда рублей остаётся нерешённой.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» из текстов публикуемых документов изъяты персональные данные.

Скачать документы в pdf-файлах:

1. Отчёт аудитора № 15-09/54.

2. Представление министру экономического развития Челябинской области Мурзиной Е.В.

3. Представление руководителю государственного бюджетного учреждения Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор» Елисееву И.Н.

4. Представление главе Челябинского городского округа Давыдову С.В.

5. Представление главе Трёхгорного городского округа Забродину Д.А.

6. Представление главе Магнитогорского городского округа Тефтелеву Е.Н.

7. Представление главе Озёрского городского округа Качану П.Ю.

8. Представление главе Ашинского муниципального района Чистякову В.В.

9. Представление главе Усть-Катавского городского округа Алфёрову Э.В.

10. Представление главе Кунашакского муниципального района Закирову В.С.

11. Представление главе Октябрьского муниципального района Молчану М.И.

12. Представление главе Нязепетровского муниципального района Селиванову В.Г.

Справки по опубликованным документам можно получить по телефону 8 922 699 10 50, Станислав Вахрушев.

Ниже приводится текстовая версия отчёта аудитора.

_____________________________________________________________

УТВЕРЖДЕН 
постановлением Коллегии 
Контрольно-счетной палаты 
Челябинской области 
от 26.12.2013 № 01-07/99-КСП

Отчет аудитора № 15-08/54
о результатах контрольного мероприятия «Проверка использования бюджетных средств на выполнение областных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности в Челябинской области»

09.12.2013                                                                                        г. Челябинск экз. №____

 

Отчет составлен аудитором Контрольно-счетной палаты Челябинской области (далее — КСП) Румянцевым М.С. по результатам проверки, проведенной в соответствии с планом работы КСП на 2013 год.

Цель контрольного мероприятия: проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации, нормативных актов Челябинской области при получении и использовании бюджетных средств на выполнение областных целевых программ (далее — ОЦП), субсидий, полученных из областного бюджета, полноты, достоверности бюджетного учета, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Проверяемый период: 2011-2012 годы и девять месяцев 2013 года (другие периоды по мере необходимости).

В соответствии с программой контрольного мероприятия проведены проверки использования бюджетных средств на выполнение ОЦП Министерством экономического развития Челябинской области (далее — Минэкономразвития области), семью муниципальными образованиями, Государственным бюджетным учреждением Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор» (далее — ГБУ «Инновационный бизнес- инкубатор», Учреждение). Проведено 42 встречных проверки использования бюджетных средств получателями, в том числе 28 субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) и 14 субъектами инновационной деятельности (далее — СИД) и малыми инновационными предприятиями (далее — МИП).

Проверены расходы Минэкономразвития области на общую сумму 114 300,0 тыс. рублей, ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» — 19 784 тыс. рублей, расходы муниципальных образований в сумме 52 142,6 тыс. рублей.

Поступившие на формулировки актов проверки разногласия рассмотрены, частично учтены.

1. Проверка использования бюджетных средств на выполнение областных целевых программ развития малого и среднего предпринимательства

В проверенном периоде действовало две ОЦП развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области: на 2009-2011 и 2012-2014 годы, утвержденные постановлениями Правительства Челябинской области от 16.04.2009 № 67-П (далее — ОЦП «Развитие МСП на 2009-2011 годы») и от 16.11.2011 № 394-П (далее — ОЦП «Развитие МСП на 2012-2014 годы»).

Государственным заказчиком, разработчиком и координатором указанных программ являлось Минэкономразвития области.

Расходы областного бюджета на реализацию указанных ОЦП составили 203 961,9 тыс. рублей, из них 2011 год — 60 672,2 тыс. рублей, 2012 год — 47 766,8 тыс. рублей, девять месяцев 2013 года — 95 522,9 тыс. рублей.

Кроме того, на основании соглашений от 27.09.2011 № 036-МБ-11, от 03.09.2012 № 057-МБ-12, от 22.08.2013 № 055-МБ-13, заключенных между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Челябинской области, из федерального бюджета бюджету Челябинской области предоставлена субсидия на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в 2011 году в размере 98 000,0 тыс. рублей, в 2012 году — 90 400,0 тыс. рублей, в 2013 году — 370 000,0 тыс. рублей. Фактически расходы исполнены в 2011 году на сумму 138 880,56 тыс. рублей (с учетом не использованных на 01.01.2011 остатков федеральных целевых средств), в 2012 году — 89 384,5 тыс. рублей, на 01.10.2013 — расходы не производились. Федеральной службой финансово-бюджетного надзора проведена проверка соблюдения бюджетного процесса в части предоставленных субсидий в 2011 и 2012 годах, по результатам которой нарушений финансового и бюджетного законодательства не установлено.

Таблица 1

Расходование средств на выполнение ОЦП, тыс. рублей

Год

Областной бюджет

Федеральный бюджет

Итого
план

факт

%

план факт

%

план факт

%

2011

66 737,0

60 672,2

90,9

- 138 880,5 - - 199 552,8 -

2012

50 000,0

47 766,8

95,5

90 400,0 89 384,5

98,9

140 400,0 137 151,3

97,7

2013

107 000,0

95 522,9

89,3

378 000,0 - - 485 000,0 95 522,9

19,7

Расходование средств производилось по 10 направлениям, таким как «содействие развитию малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне», «финансовая поддержка СМСП», «поддержка и развитие                начинающих предпринимателей,        молодежного предпринимательства», «развитие женского и семейного предпринимательства» и ряду других.

Основными причинами неполного использования средств являлись экономия, достигнутая за счет проведения торгов и осуществления части мероприятий собственными силами, без привлечения сторонних организаций, отсутствие заявок на предоставление субсидий по ряду направлений.

Согласно пункту 6 Условий предоставления и методики расчета субсидий местным бюджетам на содействие развитию малого и среднего предпринимательства (приложение № 2 к ОЦП «Развитие МСП на 2009-2012 годы и № 4 к ОЦП «Развитие МСП на 2012-2014 годы») (далее — Условия предоставления субсидий МБ) муниципальные образования Челябинской области (далее — МО) в срок до 15 октября текущего финансового года представляют в Минэкономразвития области заявление о предоставлении субсидии и перечень необходимых документов.

Фактически субсидии за счет средств областного бюджета в 2011 году распределены 5 МО и перечислены с 22 по 27 июня; в 2012 году — 6 МО и перечислены 26 апреля и 02 мая; в 2013 году — 6 МО и перечислены с 16 по 19 июля. Субсидии за счет средств федерального бюджета распределяются в IY квартале отчетного финансового года (в 2011 году предоставлены 33 МО, в 2012 году — 26).

Регистрация заявлений и пакета документов на предоставление субсидий, поступивших от МО, в Минэкономразвития области не осуществляется, что не соответствует требованиям Инструкции по делопроизводству в Аппарате Правительства Челябинской области и органах исполнительной власти Челябинской области, утвержденной распоряжением Губернатора Челябинской области от 19.04.2012 № 410-р (далее — Инструкция по делопроизводству).

Согласно пункту 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 4 Условий предоставления субсидий МБ субсидии предоставляются при условии софинансирования в текущем финансовом году расходов на реализацию муниципальных программ, предусматривающих предоставление субсидий СМСП.

В нарушение вышеуказанных норм Саткинскому муниципальному району предоставлена субсидия в 2012 году в размере 4 150,0 тыс. рублей, в 2012     году — утверждена в размере 8 164,0 тыс. рублей. При этом решениями о бюджете Саткинского муниципального района на соответствующие периоды субсидии СМСП не предусмотрены.

Субсидия в районе предоставляется автономному муниципальному учреждению, которое осуществляет распределение средств СМСП, что не соответствует Условиям предоставления субсидий МБ.

Троицким муниципальным районом в 2011 году нарушены Условия предоставления субсидий МБ и пункта 2.6 договора о предоставлении субсидии от 24.10.2011 № 199-МБ/С в части долевого финансирования мероприятий в рамках муниципальной программы. Расходы за счет местного бюджета на предоставление субсидий СМСП не осуществлялись, на основании чего району отказано в предоставлении субсидии на 2012 год. Меры ответственности, предусмотренные пунктом 16 Условий предоставления субсидий МБ и пунктом 4.2 договора, в виде возврата средств в полном объеме (1 920,0 тыс. рублей), Минэкономразвития области не применены.

Отчет Златоустовского городского округа не содержит сведений о конкретных видах затрат, по которым предоставлены субсидии, что в связи с чем Минэкономразвития области не представляется возможным проконтролировать целевое использование субсидии.

1.1. Проверка использования средств муниципальными образованиями, получившими субсидии на поддержку СМСП

В рамках контрольного мероприятия проверено 7 МО, получивших от Минэкономразвития за 4 года (2009-2012) субсидии на поддержку СМСП в размере 52 142,6 тыс. рублей.

Таблица 2
Использование субсидий муниципальными образованиями

№п.п.

Наименование МО

Средства областного бюджета, тыс. рублей Средства местного бюджета, тыс. рублей %исполнения Кол-во выданныхсубсидий
1

Ашинский м/р*

2 115,0 574,8 100,0 43
2

Магнитогорский

г/о**

21 661,6 6 087,93 В 2012 году — 80,8%*** 110
3

Нязепетровский м/р

11 131,0 3 662,3 100,0 48
4

Озерский г/о

3 771,0 1 353,1 100,0 72
5

Октябрьский м/р

754,0 170,0 100,0 6
6

Трехгорный г/о

1 036,0 207,2 100,0 3
7

Усть-Катавский г/о

11 674,0 2 685,0 100,0 57

Всего:

52 142,6 14 740,3 339

 * муниципальный район;

** городской округ;
*** в 2012 году не исполнено 1 015,5 тыс. рублей.

Во всех проверенных МО при предоставлении субсидий СМСП не контролировалось состояние расчетов с государственными внебюджетными фондами. Требование о предоставлении справок из Пенсионного фонда Российской федерации (далее — ПФР) и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС) не закреплено в нормативных правовых документах.

На областном уровне такое положение внесено только в мае 2011 года, хотя ПФР и ФСС осуществляют контроль за поступлением взносов в государственные внебюджетные фонды с 01.01.2010.

Также допускались случаи выделения субсидий без подтверждения заявителями отсутствия задолженности по налоговым платежам и страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, в Усть-Катавском городском округе (6 случаев на сумму 1 000,0 тыс. рублей), в Озерском (1 случай на сумму 40,0 тыс. рублей).

В Озерском городском округе необоснованно предоставлены две субсидии субъектам молодежного предпринимательства на сумму 90.0 тыс. рублей и две субсидии начинающим предпринимателям на сумму 148.0 тыс. рублей (получатели не соответствовали критериям указанных категорий предпринимателей).

Получателями субсидий не выполнялись условия их предоставления в части сохранения постоянных рабочих мест, объема налоговых отчислений, среднемесячной заработной плате не ниже прожиточного минимума.

В Магнитогорском городском округе проверка отчетов не проводилась, а в Усть-Катавском — порядком предоставления субсидий вообще не предусмотрена обязанность СМСП, получивших субсидии, представлять отчет.

В нарушение требований статьи 78 БК РФ 4 МО не приняты меры по возврату в местные бюджеты средств на общую сумму 6 689,0 тыс. рублей СМСП, допустившими нарушения условий предоставления субсидий.

Установлены случаи прекращения деятельности СМСП, получивших поддержку, в течение двух лет с момента предоставления субсидии.

Таблица 4

Количество СМСП, прекративших деятельность в течение двух лет с момента получения субсидий

Годполучениясубсидии Кол-вополучившихсубсидии Прекратившие деятельность в течение 2 лет % прекративших деятель­ность Сумма субсидий, выданных пре­кратившим деят- ность, тыс. руб. % от общей суммы выданных субсидий

Усть-Катавский городской округ

2009

10 2 20,0 400,0 27,8

2010

16 4 25,0 710,0 26,9

2011

31 5 16,1 515,0 12,1

Нязепетровский муниципальный район

2009

16 9 56,3 450,0 56,3

2010

6 2 33,3 108,3 13,5

2011

26 5 19,2 440,0 7,5

Ашинский муниципальный район

2011

17 8 47,1 199,0 23,7

2012

26 6 23,1 215,0 16,9
Итого 41 3 037,3

В остальных проверенных МО и в Минэкономразвития области такие данные отсутствуют, информация о деятельности СМСП в течение хотя бы двух лет с момента получения поддержки не собиралась, не анализировалась.

При выделении субсидий СМСП на возмещение затрат по осуществлению капитальных вложений ряд муниципальных образований предоставил субсидии на возмещение затрат, не относящихся к капитальным вложениям. Так, в Усть-Катавском городском округе возмещены расходы по проведению ремонта помещения (100,0 тыс. рублей), в Магнитогорском — по приобретению дизельного топлива, расходных материалов для осуществления авторемонтных и шиномонтажных работ (250,0 тыс. рублей), в Кунашакском муниципальном районе — по приобретению запасных частей (24,0 тыс. рублей), в Ашинском — расходы на ветеринарные услуги и лечение скота (50,0 тыс. рублей).

1.2. Проверка использования средств, предоставленных в виде субсидий, СМСП

Минэкономразвития области в пределах утвержденных бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) предоставлены:

-              в 2011 году 269 субсидий 223 СМСП и 37 грантов начинающим предпринимателям на общую сумму 86 147,9 тыс. рублей (из них средства областного бюджета — 29 633,7 тыс. рублей);

-              в 2012 году 218 субсидий 177 СМСП на сумму 57 856,4 тыс. рублей (из них средства областного бюджета — 20 656,4 тыс. рублей);

- за девять месяцев 2013 года — 28 субсидий на сумму 8 980,7 тыс. рублей (за счет средств областного бюджета).

Также в 2012 году предоставлены субсидии 3 некоммерческим организациям на сумму 200,0 тыс. рублей за счет ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 № 180н (далее — Указания о порядке применения бюджетной классификации), указанные субсидии отражены по коду вида расходов 006 «Субсидии юридическим лицам» (следовало отразить по коду вида расходов 630 «Субсидии некоммерческим организациям»).

Предоставление субсидий СМСП осуществлялось на основании решений, принятых Общественным координационным советом по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области, созданным на основании постановления Правительства Челябинской области от 21.02.2008  № 27-П «Об общественном координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» (далее — ОКС по развитию МСП).

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее — Закон № 209-ФЗ) выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ). СМСП, применяющие обычную систему налогообложения, подтверждали выручку от реализации товаров (работ, услуг) не налоговыми декларациями по налогу на прибыль, а данными бухгалтерской отчетности.

Открытое акционерное общество (далее — ОАО) «НЕКК», получившее субсидии в 2009, 2011, 2012 годах на сумму 3 056,7 тыс. рублей, не подтвердило соответствие условию отнесения к СМСП, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в части соответствия суммарной доли участия юридических лиц в уставном (складочном) капитале открытого акционерного общества).

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ в оказании поддержки субъекту малого и среднего предпринимательства должно быть отказано в случае, если ранее в отношении заявителя — СМСП было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли.

Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. № Д05-3290 «О разъяснении некоторых вопросов о предоставлении субсидий предпринимателям» указано, что понятие «аналогичной» поддержки применяется в случае, если поддержка оказана в отношении одного и того же СМСП, совпадает по форме, виду, срокам.

В 2012 году ЗАО «Альтернатива» предоставлены субсидии по возмещению затрат по уплате лизинговых платежей Минэкономразвития области в сумме 1 000,0 тыс. рублей, позднее Трехгорным городским округом — 414,4 тыс. рублей.

Аналогично дважды получили поддержку, совпадающую по форме, виду, срокам, 4 СМСП на общую сумму 4 150,3 тыс. рублей от Минэкономразвития области и после этого 1 708,6 тыс. рублей от Челябинского городского округа.

Таким образом, расходы на повторное предоставление субсидий СМСП на возмещение затрат одного направления на сумму 2 123,0 тыс. рублей не соответствуют требованиям пункта 5 статьи 14 Закона № 209-ФЗ.

Встречной проверкой установлено, что ООО «Уралавтотехника» в 2011        году получены субсидии на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей по договорам лизинга от 09.03.2011 № Л-3-03/11, Л-1-03/11 в размере 1 000,0 тыс. рублей от Минэкономразвития области и по договору лизинга от 09.03.2011      № Л-2-03/11 в размере 500,0 тыс. рублей от администрации г. Челябинска. По указанным адресам и контактным телефонам организация отсутствует. По информации, полученной от лизингодателя — ООО «Эксперт- Лизинг», все три договора расторгнуты, лизинговые платежи (за исключением авансовых, на возмещение которых получены субсидии) не производились.

В ходе встречной проверки установлено, что ООО «Сибайское молоко» (субсидия на возмещение затрат, связанных с осуществлением капитальных вложений, в размере 250,0 тыс. рублей выдана Магнитогорским городским округом в 2012 году), зарегистрированное в г. Магнитогорске, осуществляло производственную деятельность в г. Сибай (Республика Башкортостан). Фактически средства субсидии пошли на создание рабочих мест в другом регионе, что не отвечает целям и задачам соответствующей муниципальной программы развития малого и среднего предпринимательства.

Пунктом 3 статьи 78 БК РФ установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Установленный Порядком предоставления субсидий СМСП в 2009-2011        годах возврат субсидий не соответствовал положениям статьи 78 БК РФ и Решением Челябинского областного суда от 21.11.2011 № 3-130/2011 признан недействующим.

Пунктом 19 Порядка предоставления субсидий СМСП в 2012-2014 годах установлено, что при нарушении получателем субсидии условий, установленных в пункте 3 названного Порядка, субсидия подлежит взысканию в доход областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Данные положения не определяют конкретный порядок возврата субсидий.

С августа 2013 года (в связи с изменениями в БК РФ) с СМСП, получающими субсидии, заключаются Соглашения о предоставлении субсидии, пунктом 3.2 которых определен порядок возврата предоставленной субсидии.

В 2011 году возвращены полученные в 2009-2010 годах субсидии четырьмя СМСП на сумму 1 200,0 тыс. рублей, в 2012 году — одним на сумму 36,0 тыс. рублей.

Минэкономразвития области проводило по итогам 2011 года мониторинг достижения результатов хозяйственной деятельности, по итогам 2012 года мониторинг значений показателей на соответствие условиям оказания финансовой поддержки.

По результатам 2011 года не предоставили отчетные документы 14 СМСП, получивших субсидии и гранты начинающим предпринимателям на общую сумму 2 872,1 тыс. рублей, не достигли запланированных показателей 76 СМСП, получивших поддержку в размере 20 739,3 тыс. рублей.

Приказом Минэкономразвития области от 25.07.2012 № 104/1 в связи с нарушением условий оказания финансовой поддержки и непредоставлением отчетных документов отказано в праве 90 СМСП заявляться на различные формы поддержки в 2012-2014 годах.

По результатам мониторинга 2012 года ОКС по развитию МСП признаны не выполнившими условия оказания поддержки 31 СМСП, получивший субсидии на общую сумму 8 199,1 тыс. рублей, не представили отчетные документы 12 СМСП, которым выданы субсидии на сумму 3 518,8 тыс. рублей.

Приказом Минэкономразвития области от 03.12.2013 № 161 отказано в праве 43 СМСП заявляться на различные формы поддержки в 2013-2014      годах. При этом предоставление субсидий 2013 года производится с августа текущего года.

В нарушение требований статьи 78 БК РФ Минэкономразвития области не приняты меры по возврату в бюджет средств на общую сумму 8 199,1 тыс. рублей 31 СМСП, допустившим нарушения условий предоставления субсидий.

Не обеспечено предоставление отчетности в 2011-2012 годах 26 СМСП (сумма полученных субсидий — 7 471,3 тыс. рублей).

Проверки целевого использования субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства с выходом на объект не проводились.

1.3. Проверка использования средств на создание и модернизацию рабочих мест для самостоятельной работы СМСП

В 2011, 2012 годах Минэкономразвития области приобретено 39 информационных киосков и 50 лазерных принтеров на общую сумму 1 410,4 тыс. рублей. Кроме того, закупалось лицензионное программное обеспечение и услуги по модернизации информационной системы «Малое и среднее предпринимательство Челябинской области», в том числе установка программы на информационные киоски и обучение работе с ними.

При этом в 2011 году услуги стоимостью 6,8 тыс. рублей по установке программы на 17 информационных киосков и обучению работе на них 17 человек приняты по акту выполненных работ от 17.08.2011 и оплачены 25.08.2011,       на два месяца ранее фактической поставки самих информационных киосков (07.11.2011), что практически неосуществимо.

Таким образом, расходы на сумму 6,8 тыс. рублей являются неэффективным использованием бюджетных средств (статья 34 БК РФ).

Информационные киоски и лазерные принтеры переданы в МО области для их установки и использования субъектами малого предпринимательства для самостоятельной работы.

В ходе встречных проверок в зданиях администраций г. Челябинска, Центрального района г. Челябинска, г. Магнитогорска, помещениях Минэкономразвития области подтверждено, что оборудование установлено в коридорах и используется по назначению. Следует отметить, что вход в помещения администрации г. Челябинска и Минэкономразвития области осуществляется по пропускной системе, что ограничивает возможность СМСП в их использовании.

1.4. Проверка использования средств ГБУ «Инновационный бизнес- инкубатор»

Для осуществления предусмотренной Уставом деятельности ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» передано в оперативное управление нежилое здание, находящееся в собственности Челябинской области, общей площадью 3 128,8 кв.м.

В нарушение пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) земельный участок под нежилым зданием, находящийся в собственности Челябинской области, не закреплен за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. В проверяемый период расходы по оплате земельного налога Учреждением не осуществлялись.

В соответствии с Законом Челябинской области от 30.11.2010 № 19-30 «Об областном бюджете на 2011 год», в рамках ОЦП «Развитие МСП на 2009-2011 годы» Минэкономразвития области предусмотрены ассигнования в сумме 12 193,0 тыс. рублей, которые в полном объеме доведены в 2011 году ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор».

С 1 января 2012 года, в связи с изменениями в законодательстве, ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» как бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств.

В соответствии с Законом Челябинской области от 15.12.2011 № 237-30 «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» в рамках ОЦП «Развитие МСП на 2012-2014 годы» Минэкономразвития области предусмотрена в 2012 году субсидия на финансовое обеспечение государственного задания в сумме 10 000,0 тыс. рублей, что соответствует плану финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД) ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор». Фактически субсидия получена в сумме 9 502,2 тыс. рублей.

Законом Челябинской области от 20.12.2012 №428-30 «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов», ОЦП «Развитие МСП на 2012-2014 годы» на 2013 год ГБУ «Инновационный бизнес- инкубатор» предусмотрены субсидии на финансовое обеспечение государственного задания в сумме 10 100, тыс. рублей (план ФХД предусматривает доходы в сумме 10 290,2 тыс. рублей с учетом остатка субсидии на 01.01.2013 в сумме 190,2 тыс. рублей) и на иные цели в сумме 1 700,0 тыс. рублей.

По данным отчета ф. 0503737, за девять месяцев 2013 года субсидия на выполнение государственного задания получена на сумму 6 692,1 тыс. рублей (с учетом остатка на 01.01.2013), субсидия на иные цели — на сумму 1 539,6 тыс. рублей.

Таблица 5

Исполнение расходов ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор»,

тыс. рублей

Период

Наименование показателя Утвержденорасходов Исполнено %исполнения

2011

субсидия на выполнение мероприятий ОЦП «Развитие МСП на 2009-2011 годы» 12 193,0 10 472,1 85,9%

2012

субсидия на выполнение государственного задания 10 000,0 9311,9 93,1%

9

месяцев

2013

субсидия на выполнение государственного задания 10 290,2 6 877,3 66,8%
субсидия на иные цели (содержание имущества) 1 700 1063,2 62,5%

В 2011 году наименьшее исполнение расходов установлено по статьям «услуги по содержанию имущества» (55,5 процента), «прочие расходы» (68,2 процента) и «коммунальные услуги» (72,8 процента).

Остаток неиспользованных средств субсидии за 2012 год (по состоянию на 01.01.2013) составил 190,2 тыс. рублей, в том числе:

-              18,1 тыс. рублей по расходам на приобретение материальных запасов;

-              172,2 тыс. рублей по прочим расходам.

Оплата труда в Учреждении осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству экономического развития Челябинской области, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 31.08.2010 № 133-П (далее — Положение об оплате труда).

В нарушение указаний пункта 19 Положения об оплате труда в период с января по июнь 2011 года работникам Учреждения ежемесячно производились выплаты стимулирующего характера, которые не были предусмотрены локальным нормативным актом (коллективным договором). За шесть месяцев 2011       года надбавка стимулирующего характера начислена в сумме 199,8 тыс. рублей, что является неэффективным использованием бюджетных средств (статья 34 БК РФ).

Положение о материальном стимулировании работников областного государственного учреждения «Инновационный бизнес-инкубатор Челябинской области» (далее — Положением о стимулировании) утверждено руководителем Учреждения и согласовано с Минэкономразвития области 01.07.2011.

В несоответствие пункту 19 Положения об оплате труда в Учреждении не разработаны размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера в соответствии с показателями эффективности работы, утвержденными руководителем, что является коррупциогенным фактором (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). Выплата ежемесячной премии осуществлялась в размерах, установленных приказами руководителя учреждения (за октябрь 2011 года в размере от 4 до 318 процентов от должностного оклада) без подтверждения размера выплат информацией о выполнении показателей, характеризующих результаты труда каждого работника, что является нарушением пункта 19 Положения об оплате труда.

В нарушение статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в проверенный период выплата стимулирующего характера за выслугу лет работникам Учреждения локальным нормативным актом (коллективным договором, соглашением) не устанавливалась.

Проверкой выявлено превышение расходов за август и сентябрь 2012           года по оплате внутреннего совмещения должности консультанта по налогам и сборам **** на период отсутствия штатного работника в размере 17,7 тыс. рублей, что не отвечает требованиям статьи 34 БК РФ.

В нарушение Методических указаний по применению форм первичных учетных документов — приложение № 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 № 173н (далее — приложение № 5 Приказа № 173н), в расчетной ведомости и карточке-справке отсутствуют отдельные сведения о доплате за совмещение должности (учтены в окладе и стимулирующих выплатах по основной должности).

В несоответствие пункту 7 Положения об оплате труда работников с 01.07.2013        руководителем Учреждения утверждено новое штатное расписание ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» без согласования с Минэкономразвития области с должностными окладами работников, увеличенными на 6,0 процента.

Условия оплаты труда руководителя Учреждения отражены в трудовом договоре от 25.01.2013 № 1, с учетом дополнительного соглашения от 15.07.2013, заключенном с Минэкономразвития области.

В нарушение пункта 24 Положения об оплате труда, пункта 5.2 трудового договора и пункта 1.4 Положения о стимулировании руководителю учреждения ежемесячная премия в размере 25 процентов от должностного оклада на общую сумму 19,2 тыс. рублей выплачивалась без учета выполнения целевых значений показателей и без распоряжений Министра экономического развития Челябинской области.

Согласно пункту 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, учредителем финансовое обеспечение содержания такого имущества не осуществляется. Пунктом 12 Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» (далее — Порядок определения нормативных затрат), утвержденного приказом Минэкономразвития области от 25.11.2011 № 161, определено не включать в нормативные затраты на содержание имущества затраты на имущество, используемое при оказании платных услуг, а также на содержание недвижимого имущества, сданного в аренду.

В нарушение пункта 41 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат, утвержденных распоряжением Правительства Челябинской области от 24.05.2011 № 90-рп (далее — Методические рекомендации по расчету нормативных затрат), пункта 6 Порядка определения нормативных затрат расходы на уплату налога на имущество и плату за негативное воздействие на окружающую среду исполнены в полном объеме за счет субсидии на выполнение государственного задания. Таким образом, за счет субсидии областного бюджета излишне оплачено 55,5 тыс. рублей, что не отвечает требованию эффективного использования бюджетных средств, предусмотренному статьей 34 БК РФ.

В результате учета авансовых платежей на счете «Расчеты по коммунальным услугам», кредиторская задолженность баланса ф.0503730 занижена на 13,2 тыс. рублей, что является нарушением указаний пункта 19 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 № ЗЗн (далее — Инструкция № ЗЗн).

В несоответствие утвержденному с поквартальной разбивкой плану ФХД на 2013 год и пункту 16 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного приказом Минэкономразвития области от 19.12.2011 №171 (далее — Порядок составления и утверждения плана ФХД), расходы по субсидии на выполнение государственного задания за девять месяцев 2013 года в разрезе кодов исполнены на 126,0 тыс. рублей больше, чем предусмотрено планом ФХД на девять месяцев 2013 года, в том числе на 121,0 тыс. рублей на оплату труда.

Расходы по субсидии на иные цели за девять месяцев 2013 года по коду «Услуги по содержанию имущества» исполнены на 101,2 тыс. рублей больше, чем предусмотрено планом ФХД на 2013 год.

В нарушение пункта 38 Инструкции № ЗЗн годовые плановые назначения по субсидии на иные цели в разрезе всех видов расходов отчета ф. 0503737 на 01.10.2013 не соответствуют показателям плана ФХД на 2013  год.

За девять месяцев 2013 года расходы, связанные с содержанием имущества в полном объеме, осуществлялись за счет субсидии областного бюджета на выполнение государственного задания, за исключением расходов по вывозу и размещению отходов и мойке окон, по которым сумма к оплате распределялась за счет субсидии и деятельности, приносящей доход.

В нарушение требований пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ, пункта 41 Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат за счет субсидии областного бюджета излишне оплачены расходы за услуги по подготовке к отопительному сезону здания в сумме 31,1 тыс. рублей, что не отвечает требованиям статьи 34 БК РФ.

В проверяемый период Учреждением применялись завышенные нормы расхода топлива и смазочных материалов, не соответствующие нормам, установленным пунктом 7.1 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее — распоряжение Минтранса России).

В результате завышения нормы расхода топлива за счет средств субсидии излишне отнесено на расходы за 2012 года 10,2 тыс. рублей и девять месяцев 2013 года 6,3 тыс. рублей (нарушение статьи 34 БК РФ).

В связи с изменениями в составе движимого имущества (списание и приобретение основных средств), в период с 21.04.2011 до настоящего времени не уточнялся Перечень иного движимого имущества, без которого осуществление основных видов деятельности будет существенно затруднено и которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества, утвержденный приказом Минэкономразвития Челябинской области от 14.03.2011 № 28.

В результате этого в нарушение пункта 7 Инструкции № 174н приобретенные основные средства оприходованы на группу счетов «Основные средства — иное движимое имущество учреждения» (необходимо использовать группу счетов «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»).

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги в 2012 и 2013 годах предоставлялись на основании Соглашений между Минэкономразвития области и ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» от 30.12.2011 № 312-МБ и от 29.12.2012 № 209-МБ соответственно.

Государственная услуга, оказываемая Учреждением по государственному заданию, определена как имущественная поддержка начинающих предпринимателей. Показателями объема услуги являются площадь размещения субъектов малого предпринимательства (далее — СМП) и количество СМП, размещенных в нежилых помещениях Учреждения.

Таблица 6
Результаты выполнения государственного задания за 2012 год

п/п

Наименование показателя Единицалзмерени* Факт на 31.12.2011 На 3 1.12.2012
первонач.

план

план j факт

отклоне

ние

Объем государственной услуги в натуральных показателях

1Количество СМП, размешенных в учрежденииед.3945

40

41+ 12Площадь размещения СМПкв. м.1401,51414,5

1400

1302,7-97,3

Показатель, характеризующий качество государственной услуги

3

Использование площадей, предназначенных для размещения СМП (площадь, занятая СМП, отнесенная к площади, предназначенной для размещения СМП — 1 568 кв. м.)%89,490,2

89,3

83,1- 6,2

Расчетная сумма затрат на объем выполненной Учреждением услуги за 2012 год составила 9 209,6 тыс. рублей (письмо Минэкономразвития области от 19.12.2012 № 01-5256). Фактически затрачены средства субсидии в сумме 9 311,9 тыс. рублей.

Минэкономразвития области в связи с невыполнением государственного задания не воспользовалось правом истребования с ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» возврата субсидии на сумму 102,3 тыс. рублей, что не соответствует требованиям пункта 4 постановления Правительства Челябинской области от 22.12.2010 № 361-П.

В соответствии с пунктом 2.2.4 Соглашения от 29.12.2012 № 209-МБ промежуточный отчет об исполнении государственного задания составлен за первое полугодие 2013 года.

Таблица 7
Результаты выполнения государственного задания за девять месяцев 2013 года

п/п

Наименование показателя

Ед.

изм.

Факт на 31.12.2012 План на 31.12.2013 Факт на 01.07.2013

Объем государственной услуги в натуральных показателях

1 Количество СМП, размещенных в учреждении ед.

41

43

45

2 Площадь размещения СМП

кв. м.

1302,7

1450

1392,6

Показатель, характеризующий качество государственной услуги

Л Использование площадей, предназн. для размещения СМП (площадь, занятая СМП, отнесенная к площади, предназначенной для размещения СМП — 1 568 кв. м.)

%

83,1

92,5

88,8

Требования к порядку предоставления помещений и оказания услуг субъектам малого предпринимательства в ГБУ «Инновационный бизнес- инкубатор» (далее — Требования к порядку предоставления помещений) определены на 2009-2011 годы в приложении 4 и на 2012-2014 годы приложении 1 соответствующих ОЦП.

В соответствии с Требованиями к порядку предоставления помещений максимальный срок предоставления нежилых помещений Учреждения в аренду субъектам малого предпринимательства не должен превышать трех лет.

Проверкой установлено предоставление по результатам конкурса в аренду нежилых помещений бизнес-инкубатора:

- ООО «Инфиннити» (ИНН 7448079341, ОГРН 1067448050757) с 01.08.2007 по 16.10.2009;
- ООО «Инфиннити» (ИНН 7451281928, ОГРН 1097451004474) с
10.09.2009 до 10.10.2012;
- ООО «Инфиннити Солюшнз» (ИНН 7451342176, ОГРН 1127451012875) с 01.10.2012 до 30.09.2015.

Участниками вышеперечисленных обществ являются одни и те же физические лица, директором всех обществ одно физическое лицо. Все три представленных на участие в конкурсах инновационных проекта являются развитием одного программного продукта.

Таким образом, одни и те же лица, развивая один и тот же проект, периодически регистрируя новое предприятие, пользуются льготами для начинающих предпринимателей более шести лет.

При этом формально Требования к порядку предоставления помещений не нарушены. Вместе с тем очевидно, что подобная ситуация не соответствует основному предназначению бизнес-инкубатора — поддержка начинающих предпринимателей.

1.5. Оценка эффективности реализации мероприятий. Правильность определения фактических целевых индикаторов и показателей, степень достижения установленных целевых показателей и индикаторов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели социально- экономической эффективности, а также ожидаемые конечные результаты реализации ОЦП «Развитие МСП на 2009-2011 годы» установлены при ее утверждении — 16.04.2009 в соответствии с общим объемом финансирования в размере 218 534,0 тыс. рублей. В данную программу на протяжении трехлетнего срока ее действия внесено 12 изменений, объем финансирования увеличен на 27 063,3 тыс. рублей (12,4 процента). Кроме того, на реализацию указанной программы привлечены средства федерального бюджета в размере 705 459,1 тыс. рублей, при этом целевые индикаторы, показатели и ожидаемые конечные результаты не изменялись.

Аналогичная ситуация и с ОЦП «Развитие МСП на 2012-2014 годы». В Программу внесено уже 6 изменений, согласно которым общий объем финансирования увеличен за счет средств федерального бюджета на 617 750,0 тыс. рублей (в 3 раза), а ожидаемые конечные результаты не корректировались.

Согласно пояснению заместителя Министра экономического развития Челябинской области, несмотря на увеличение объема финансирования ОЦП «Развитие МСП в 2009-2011 годах» за счет привлечения средств федерального бюджета, значительно повлиять на количественную величину целевого показателя невозможно.

Таким образом, можно сделать вывод, что объем финансирования не коррелируется с целевыми показателями и конечными результатами данных программ.

По данным оценки, проведенной Минэкономразвития области, коэффициент эффективности использования бюджетных средств за 2011 год составил 3,1, что является очень высоким показателем. Такой результат достигнут исключительно за счет превышения более чем в шесть раз по показателю «создание новых СМСП» (при плане 4,4 тысячи фактическое исполнение составила 28,7 тысячи). При этом Минэкономразвития области использует данные Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Челябинской области (далее — УФНС) по количеству вновь зарегистрированных юридических лиц и предпринимателей. Однако показатель «количество зарегистрированных юридических лиц» не отражает действительное количество зарегистрированных СМСП, поскольку включает в себя любые вновь зарегистрированные юридические лица (бюджетные учреждения, некоммерческие организации, различные фонды и т.п.).

Проверить правильность определения фактических показателей и индикаторов, достоверно оценить эффективность использования бюджетных средств не представляется возможным в связи со значительным расхождением данных, предоставляемых УФНС, Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области (далее — Челябинскстат) и МО Челябинской области.

Так, за 2011 год показатель «создание новых СМСП», по данным Челябинскстата. равен (-) 0,6 тысячи, по данным органов местного самоуправления -11,0 тысячи; показатель «создание новых рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства», по данным Челябинскстата равен 1,1 тысячи, по данным органов местного самоуправления — 76,1 тысячи, по данным Минэкономразвития области — 16,8 тысячи.

Согласно сведениям о достижении индикативных показателей в 2012 году, предоставленным Минэкономразвития области, коэффициент эффективности использования бюджетных средств составил 1,02, что говорит 0 высокой эффективности.

Однако, как упоминалось выше, достоверность фактически достигнутых показателей, принятых для расчета, вызывает сомнение.

Так, фактически достигнутый показатель «количество СМСП на 1 тыс. человек населения», по данным Минэкономразвития области, составил 44,4 единицы, при расчете с использованием информации Челябинскстата — 39,4.

2. Проверка использования бюджетных средств на выполнение ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2011-2012 годы

Государственным заказчиком, разработчиком и координатором ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2011-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 27.10.2010 № 186-П (далее — ОЦП «Развитие инноваций»), являлось Минэкономразвития области.

В соответствии с пунктом 8 указанной программы объем финансирования на 2011 год предусмотрен в размере 17 000,0 тыс. рублей, на 2012 год — 16 000,0 тыс. рублей, что соответствует размеру бюджетных ассигнований, утвержденных законами Челябинской области об областном бюджете на соответствующие периоды.

Кроме того, Челябинской области на условиях софинансирования выделено из федерального бюджета в 2011 году 30 000,0 тыс. рублей, в
2012 году 42 000,0 тыс. рублей.

Таким образом, общий объем финансирования составил в 2011 году 47 000,0 тыс. рублей, в 2012 году 58 000,0 тыс. рублей.

Фактически расходы исполнены:
- в 2011 году на сумму 12 605,1 тыс. рублей (74,1 процента от запланированных) — областные средства, 29 369,7 тыс. рублей (97,9 процента)- федеральные средства;
- в 2012 году — 14 912,9 тыс. рублей (93,2 процента) — областные средства, 41 000,0 тыс. рублей (97,6 процента) — федеральные.

Неисполнение бюджетных назначений в полном объеме объясняется отсутствием заявок СИД и МИЛ на предоставление субсидий и экономией бюджетных средств за счет проведения торгов (в 2011 году — 1 018,6 тыс. рублей, в 2012 году — 853,7 тыс. рублей) и за счет выполнения ряда запланированных мероприятий собственными силами (в 2011 году — 670,5 тыс. рублей, в 2012 году — 40,0 тыс. рублей).

Наименее востребованным мероприятием среди СИД является предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой образовательных услуг.

В 2013 году действует ОЦП «Развитие инновационной деятельности в Челябинской области» на 2013-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 24.10.2012 № 537-П, с общим объемом финансирования 165 000,0 тыс. рублей, из них в 2013 году за счет средств областного бюджета — 20 000,0 тыс. рублей. Фактически расходы за девять месяцев 2013 года составили — 10 816,9 тыс. рублей (54,1 процента).

2.1. Соблюдение установленного порядка предоставления субсидий

Субсидии СИД в 2011-2012 годах распределялись в соответствии с Порядком предоставления субсидий субъектам инновационной деятельности за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 16.02.2011 N 48-П (далее — Порядок предоставления субсидий).

В нарушение пункта 31 раздела IV Порядка предоставления субсидий **** в 2011 году излишне предоставлена субсидия в размере 2,0 тыс. рублей. В ходе контрольного мероприятия нарушение устранено: 20.11.2013 денежные средства возвращены в бюджет.

В 2011-2012 годах предоставлены субсидии 7 физическим лицам на общую сумму 447,9 тыс. рублей на возмещение части затрат, связанных с получением и поддержанием в силе патентов, при этом описание инновационного проекта отсутствует (требование пункта 41 раздела VII Порядка предоставления субсидий).

Кроме того, данные лица, а также еще 3 физических лица, получившие субсидии на общую сумму 259,0 тыс. рублей, не представили Справки из налогового органа, ПФР об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей (требование пункта 44 раздела VII Порядка предоставления субсидий).

Таким образом, субсидии на получение и поддержание в силе патентов на общую сумму 706,9 тыс. рублей предоставлены в нарушение подпункта 2 пункта 7 раздела I Порядка предоставления субсидий — приняты заявки при неполном пакете документов.

В нарушение пункта 3 статьи 19 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-Ф3) и пункта 11 раздела 1 Порядка предоставления субсидий без заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее — У ФАС) предоставлены субсидии 5 физическим лицам на общую сумму 668,1 тыс. рублей.

2.2. Соблюдение условий предоставления субсидий получателями

В ходе проверки установлены факты не достижения целей и задач, обозначенных ОЦП «Развитие инноваций», в результате действий отдельных СИД.

Так, ООО «Русское небо» передано другим организациям, находящимся в другом субъекте федерации, оборудование, на приобретение которого предоставлялась субсидия в сумме 459,8 тыс. рублей, что не отвечает одной из основных задач, установленных пунктом 5 ОЦП «Развитие инноваций», по организации новых рабочих мест в инновационной сфере.

Два предприятия — ООО «Зевс» (размер субсидии — 2 840,0 тыс. рублей) и ООО «УралБизнесДом» (2 725,3 тыс. рублей), зарегистрированных в г. Челябинске, фактически осуществляют деятельность в других регионах. Целевое использование полученных субсидий проверить невозможно. Кроме того, в штате обоих предприятий состоит один человек — директор. Остальные сотрудники привлекаются по договорам гражданско-правового характера по месту осуществления фактической деятельности.

ООО «Релайн», получившее субсидии в сумме 918,5 тыс. рублей еще в 2009-2010 годах, не запустило производство, на создание которого выделялась поддержка.

ООО торговый дом «Химсталькомплект» (субсидия в размере 29,9 тыс. рублей получена в 2010 году) на момент проверки находится в процедуре ликвидации.

ООО «Южуралэлектро» (общая сумма полученных субсидий 4 477,3 тыс. рублей) и ООО «ГРЦ-Вертикаль» (2 417,0 тыс. рублей), являющиеся аффилированными лицами в 2011-2012 годах заключали между собой договоры, на возмещение затрат по которым оказывалась поддержка.

Сначала ООО «Южуралэлектро» являлось заказчиком, а ООО «ГРЦ- Вертикаль» — исполнителем изготовления (договор № 31 от 01.12.2011 на сумму 2 026,6 тыс. рублей, субсидия — 1 000,0 тыс. рублей) опытного образца электронной системы управления ветроэнергетической установкой 30 кВт, затем наоборот ООО «ГРЦ-Вертикаль» заказало у ООО «Южуралэлектро» изготовление опытно-промышленной партии в количестве 10 штук той же самой системы управления ветроэнергетической установкой 30 кВт.

Кроме того, ООО «ГРЦ-Вертикаль» поставило ООО «Южуралэлектро» (договор № 37 от 22.01.2011 на сумму 2 009,8 тыс. рублей, субсидия -
1 000,0 тыс. рублей) оборудование для испытания отдельных элементов ветроэнергетической установки.

Установлены факты дробления деятельности по одним и тем же проектам для получения больших объемов субсидий. Договоры на изготовление, поставку оборудования заключались на сумму чуть более 2 000,0 тыс. рублей для получения максимально возможного размера субсидий 1 000,0 тыс. рублей (калькуляции на изготовление оборудования к договорам не прилагаются).

На момент проверки оба предприятия перерегистрированы в других субъектах федерации, произошла смена учредителей и директоров (ранее было одно и то же лицо).

Также перерегистрировано в другом субъекте ООО «Потенциал», получившее субсидии в размере 1 892,5 тыс. рублей.

Целая группа аффилированных юридических лиц (4 СИД и 2 МИП), занимающаяся разработками в сфере производства и использования наноалмазов, получила в 2011-2012 годах субсидии на общую сумму
16 394,7 тыс. рублей (более 18 процентов от всех выделенных субсидий).

В ходе встречных проверок также выявлено несколько сделок между предприятиями данной группы, по которым оказывалась государственная поддержка по возмещению части затрат.

Согласно пояснениям основного правообладателя патентов, используемых в деятельности предприятий, и их соучредителем, данные сделки являются экономически обоснованными и все предприятия группы продолжают свою деятельность в рамках заявленных инновационных проектов, несмотря на то, что два предприятия перерегистрированы на других физических лиц.

Пунктом 2.4 договоров на предоставление субсидий МИП в виде грантов на начало предпринимательской деятельности предусмотрено использование средств гранта по безналичному расчету.

В нарушение условий договора ООО «Вика Гал 2» и ООО «Автотехнологии» использовали средства для наличных расчетов — приобретение сканера на сумму 83,6 тыс. рублей и оплата разработки конструкторской документации в сумме 90,0 тыс. рублей (при этом разработчиком согласно договору является ООО «Сити Траст», основной вид деятельности которого — организация перевозок грузов).

Пунктом 2.4.1 Договора о предоставлении субсидии в виде гранта предусмотрено не изменять произвольно назначение статей расходов, утвержденных сметой расходов по Гранту, которая является неотъемлемой частью договора. Для внесения изменений в смету расходов грантополучатели подают соответствующие заявления, однако в них не указана дата подачи, что не позволило определить своевременность внесения изменений в смету по 4 МИП.

2.3. Оценка эффективности реализации ОЦП «Развитие инноваций», степень достижения установленных целевых показателей и индикаторов

ОЦП «Развитие инноваций» предусмотрена Методика оценки эффективности реализации программы. На основании указанной методики и данных о фактическом исполнении, представленных Минэкономразвития области, проведена оценка эффективности реализации программы, которая составила в 2011 году-100,0 процента, в 2012 году — 148,1 процента.

Таблица 8
Достижение запланированных показателей по ОЦП «Развитие инноваций» по направлениям

п/п

Наименование показателя 2011 год 2012 год

план

факт коэф-тэффект. план

факт

коэф-тэффект.

1

Создание новых передовых производственных технологий

12

12 1,0 12 49 4,08

2

Создание новых инновационных предприятий

21

21 1,0 21 21 1,0
3 Подготовка менеджеров для коммерциализации и продвижения инновационной продукции на межрегиональные и международные рынки

65

65 1,0 65

117

1,8

4

Создание новых рабочих мест в инновационной сфере

215

215 1,0 215

215

1,0

5

Аккредитация инновационных технопарков

1

1 1,0 1 0 0,0

6

Количество малых и средних инновационных предприятий, получивших поддержку*

50

50 1,0 50 50 1,0

Итого

1,0

1,48

*показатель введен Постановлением Правительства Челябинской области от 15.02.2012 № 32-П.

Согласно данным Челябинскстата (выходят позже, чем отчет Минэкономразвития области) показатели «создание новых передовых производственных технологий» и «создание новых рабочих мест в инновационной сфере» выше и в 2011 и в 2012 годах, чем данные Минэкономразвития области. При использовании показателей, представленных Челябинскстатом, общая эффективность реализации ОЦП «Развитие инноваций» составила в 2011 году 169,4 процента, в 2012 году — 159,3.

Все запланированные показатели выполнены, кроме показателя «аккредитация инновационных технопарков» в 2012 году, при этом за реализацию данного мероприятия отвечали Министерство промышленности и природных ресурсов и Главное экспертное управление Челябинской области.

Выводы

1. Представлены документы по устранению выявленных в ходе проверки финансовых нарушений на сумму 2,0 тыс. рублей — денежные средства (излишне предоставленная субсидия) возвращены в бюджет (стр. 21).

2. В нарушение требований статьи 34 БК РФ неэффективно использованы денежные средства в общей сумме 2 450,4 тыс. рублей, из них:

2.1. Минэкономразвития области — 6,8 тыс. рублей на оплату услуг по установке программы на 17 информационных киосков и обучение работе 17 человек (стр. 9, 10).

2.2. ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор»:
- 199,8 тыс. рублей на выплаты стимулирующего характера, которые не были предусмотрены локальным нормативным актом (коллективным договором (стр. 11);
- 17,7 тыс. рублей в результате превышения расходов по оплате внутреннего совмещения должности консультанта по налогам и сборам ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» (стр. 12);
- 86,6 тыс. рублей в связи с оплатой в полном объеме за счет субсидии на выполнение государственного задания ГБУ «Инновационный бизнес- инкубатор» расходов по налогу на имущество и плате за негативное воздействие на окружающую среду (55,5 тыс. рублей) и расходов по оплате услуг по подготовке здания к отопительному сезону (31,1 тыс. рублей) (стр. 13, 14);
- 16,5 тыс. рублей в результате завышения норм расхода топлива (стр. 14).

2.3. Челябинским городским округом — 1 708,6 тыс. рублей, Трехгорным городским округом — 414,4 тыс. рублей на предоставление повторных субсидий на возмещение затрат одного направления, совпадающих по форме, виду и срокам (стр. 7, 8).

3. Не достигнуты цели и задачи, предусмотренные ОЦП, при выделении субсидий на общую сумму 20 547,6 тыс. рублей, в том числе:

3.1. ООО «У рал автотехника» (субсидия на возмещение затрат по уплате лизинговых платежей из областного бюджета — 1 000,0 тыс. рублей, из бюджета Челябинского городского округа — 500,0 тыс. рублей) расторгло договоры лизинга, по указанным при регистрации в налоговом органе и при подаче заявления на субсидии адресам и контактным телефонам отсутствует (стр. 10).

3.2. ООО «Зевс» и ООО «УралБизнесДом», получившие субсидии из областного бюджета в общей сумме 5 565,3 тыс. рублей (стр. 19), ООО «Сибайское молоко», получившее поддержку из бюджета Магнитогорского городского округа в сумме 250,0 тыс. рублей (стр. 8), фактически осуществляют деятельность в других субъектах Российской Федерации.

3.3. ООО «Русское небо» передано другим организациям и используется в другом субъекте оборудование, на приобретение которого предоставлялась субсидия из областного бюджета в сумме 459,8 тыс. рублей (стр. 19).

3.4. «Релайн», получившее субсидии из областного бюджета области в сумме 918,5 тыс. рублей еще в 2009-2010 годах, не запустило производство, на создание которого оказана поддержка (стр. 19).

3.5. ООО «Южуралэлектро», ООО «ГРЦ-Вертикаль» и ООО «Потенциал», получившие субсидии из областного бюджета в общей сумме 8 786,8 тыс. рублей, сняты с налогового учета в Челябинской области и зарегистрированы в других субъектах Российской Федерации (стр. 19, 20).

3.6. Прекратили деятельность в течение двух лет с момента получения субсидий (стр. 6, 19):
- 11 СМСП, получивших субсидии в сумме 1 625,0 тыс. рублей, в Усть- Катавском городском округе;
-16 СМСП, получивших субсидии в сумме 998,3 тыс. рублей, в Нязепетровском муниципальном районе;
-14 СМСП, получивших субсидии в сумме 414,0 тыс. рублей, в Ашинском муниципальном районе;
- 1 СИД, получивший субсидию в размере 29,9 тыс. рублей из областного бюджета.

4. Не приняты меры по возврату в бюджет денежных средств на общую сумму 14 888,1 тыс. рублей, выданных в 2011-2012 годах в виде субсидий СМСП, не выполнившим условия предоставления субсидий (нарушение требований статьи 78 БК РФ) (стр. 5, 9), в том числе:
- в Озерском городском округе — 869,0 тыс. рублей;
- в Октябрьском муниципальном районе — 134 тыс. рублей;
- в Нязепетровском муниципальном районе — 4 816,0 тыс. рублей;
- в Ашинском муниципальном районе — 870,0 тыс. рублей;
- из областного бюджета — 8 199,1 тыс. рублей.

5. В Магнитогорском и Усть-Катавском городских округах не обеспечен контроль за выполнением условий предоставления субсидий СМСП, получившими поддержку (нарушение требований подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ) (стр. 5).

6. Не обеспечено предоставление отчетности СМСП, получившими в 2011-2012 годах субсидии на общую сумму 10 569,9 тыс. рублей (нарушение требований подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ) (стр. 5, 9), в том числе:
- в Озерском городском округе — 190,0 тыс. рублей;
- в Нязепетровском муниципальном районе — 3 294,0 тыс. рублей;
- в Ашинском муниципальном районе — 695,0 тыс. рублей;
- из областного бюджета — 6 390,9 тыс. рублей.

7. Минэкономразвития области выделены субсидии Саткинскому муниципальному району на оказание финансовой поддержки СМСП в 2012 году в размере 4 150,0 тыс. рублей, в 2013 году — 8 164,0 тыс. рублей при отсутствии в решениях о бюджете софинансирования СМСП (нарушение требований статьи 139 БК РФ и пунктов 2, 4 Условий предоставления субсидий МБ) (стр. 3, 4).

8. Троицким муниципальным районом в 2011 году не соблюдено требование о софинансировании расходов за счет средств местного бюджета (нарушение требований пункта 2.6 Условий предоставления субсидий МБ) (стр. 4).

9. Минэкономразвития области не приняты меры по возврату в бюджет субсидии в размере 1 920,0 тыс. рублей, использованной Троицким муниципальным районом с нарушением условий предоставления в части отсутствия софинансирования из местного бюджета (нарушение требований статьи 139 БК РФ, пунктов 2, 4 Условий предоставления субсидий МБ и пункта 4.2 договора от 24.10.2011 № 199-МБ/С) (стр. 4).

10. Отчет Златоустовского городского округа о расходовании средств субсидии не содержит сведений о конкретных видах затрат, по которым предоставлены субсидии, в связи с чем Минэкономразвития области не представляется возможным проконтролировать целевое использование субсидии (нарушение требований пункта 10 статьи 158 БК РФ) (стр. 4).

11. Допущены нарушения действующих нормативно-правовых актов при предоставлении субсидий на общую сумму 5 465,6 тыс. рублей, в том числе:

11.1. В Усть-Катавском (6 случаев на сумму 1 000,0 тыс. рублей) и Озерском (1 случай — 40,0 тыс. рублей) городских округах субсидии предоставлялись без справок об отсутствии задолженности по налоговым платежам и страховым взносам (стр. 5).

11.2. В Озерском городском округе предоставлены две субсидии субъектам молодежного предпринимательства на сумму 90,0 тыс. рублей и две субсидии начинающим предпринимателям на сумму 148,0 тыс. рублей, при этом получатели не соответствовали критериям указанных категорий предпринимателей (стр. 5).

11.3. Необоснованно предоставлены субсидии СМСП на возмещение затрат по осуществлению капитальных вложений (возмещены затраты, не относящиеся к капитальным) на общую сумму 424,0 тыс. рублей (стр. 6), из них в:
- Усть-Катавском городском округе — 100,0 тыс. рублей;
- Магнитогорском городском округе — 250,0 тыс. рублей;
- Ашинском муниципальном районе — 50,0 тыс. рублей;
- Кунашакском муниципальном районе — 24,0 тыс. рублей.

11.4. Минэкономразвития области предоставило субсидии в 2009, 2011,
2012 годах ОАО «НЕКК» на сумму 3 056,7 тыс. рублей, при этом последнее не подтвердило соответствие условию отнесения к СМСП, установленному подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в части соответствия суммарной доли участия юридических лиц в уставном (складочном) капитале открытого акционерного общества) (стр. 7).

11.5. Субсидии на получение и поддержание в силе патентов 10 субъектов инновационной деятельности на общую сумму 706,9 тыс. рублей предоставлены Минэкономразвития области по заявкам с неполным пакетом документов (отсутствуют описание инновационного проекта, справки из налогового органа, заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области) (стр. 18, 19).

12. Минэкономразвития области и всеми 7 проверенными муниципальными образованиями несвоевременно внесены изменения в условия предоставления субсидий в части подтверждения заявителями отсутствия задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (стр. 5).

13. Средства субсидий, предоставленных Минэкономразвития области
2 малым инновационным предприятиям в виде грантов на начало предпринимательской деятельности, использованы для наличных расчетов (нарушение требований пункта 2.4 договоров на предоставление субсидий) (стр. 20).

14. Регистрация заявлений и пакета документов на предоставление субсидий, поступивших от муниципальных образований, в Минэкономразвития области не осуществляется (нарушение требований Инструкции по делопроизводству) (стр. 3).

15. СМСП, применяющие обычную систему налогообложения, подтверждали выручку от реализации товаров (работ, услуг) не налоговыми декларациями по налогу на прибыль, а данными бухгалтерской отчетности (нарушение требований пункта 7 статьи 4 Закона № 209-ФЗ) (стр. 7).

16. Субсидии некоммерческим организациям на сумму 200,0 тыс. рублей отражены Минэкономразвития области по не соответствующему коду вида расходов (нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации) (стр. 7).

17. Установлены нарушения законодательства о бухгалтерском учете и требований по составлению бюджетной отчетности ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор»:

17.1. В расчетной ведомости и карточке-справке отсутствуют отдельные сведения о доплате за совмещение должности (нарушение требований приложения № 5 Приказа № 173н) (стр. 12).

17.2. Годовые плановые назначения по субсидии на иные цели в разрезе всех видов расходов отчета ф. 0503737 на 01.10.2013 не соответствуют показателям плана финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год (нарушение требований пункта 38 Инструкции № ЗЗн) (стр. 13).

17.3. Приобретенные основные средства оприходованы на группу счетов «Основные средства — иное движимое имущество учреждения», следовало на группу счетов «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения» (нарушение требований пункта 7 Инструкции № 174н) (стр. 14).

17.4. Кредиторская задолженность по строке 490 «Расчеты по принятым обязательствам» баланса на 01.01.2013 занижена на 13,2 тыс. рублей (нарушение требований пункта 19 Инструкции № ЗЗн) (стр. 13).

18. Расходы ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» за девять месяцев
2013 года в разрезе кодов исполнены больше, чем предусмотрено планом финансово-хозяйственной деятельности (нарушение требований пункта 16 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности) (стр. 13):

- по субсидии на выполнение государственного задания на
126,0 тыс. рублей (в том числе на 121,0 тыс. рублей на оплату труда);
- по субсидии на иные цели на 101,2 тыс. рублей (по коду «Услуги по содержанию имущества»).

19. Установлены нарушения действующих нормативных актов по оплате труда в ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор»:

19.1. Не разработаны условия осуществления выплат стимулирующего характера, не утверждены показатели эффективности работы и размеры выплат, что является коррупциогенным фактором (нарушение требований пункта 19 Положения об оплате труда) (стр. 12).

19.2. Выплата стимулирующего характера за выслугу лет работникам учреждения локальным нормативным актом (коллективным договором, соглашением) не устанавливалась (нарушение требований статьи 135 ТК РФ) (стр. 12).

19.3. Руководителю Учреждения ежемесячная премия в размере 25 процентов от должностного оклада на общую сумму 19,2 тыс. рублей выплачивалась без учета выполнения целевых значений показателей и без распоряжений Министра экономического развития Челябинской области (нарушение требований пункта 24 Положения об оплате труда, пункта 5.2 трудового договора и пункта 1.4 Положения о стимулировании) (стр. 12. 13).

19.4. Штатное расписание, введенное с 01.07.2013, руководителем Учреждения утверждено без согласования с Минэкономразвития области (нарушение пункта 7 Положения об оплате труда) (стр. 12).

20. Земельный участок, находящийся в собственности Челябинской области, под нежилым зданием, переданным в оперативное управление ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор», не закреплен за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (нарушение пункта 1 статьи 20 ЗК РФ, пункта 9 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ) (стр. 10).

21. Не в полном объеме выполнены показатели государственного задания на 2012 год ГБУ «Инновационный бизнес-инкубатор» (нарушение требований пункта 1.1 Соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственной услуги в 2012 году от 30.12.2011 №312-МБ) (стр. 15).

Предложения

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18 Закона Челябинской области от 25.08.2011 № 160-30 «О Контрольно-счетной палате Челябинской области», предлагаю направить представления для устранения выявленных нарушений и исключения их из дальнейшей деятельности:

- Министру экономического развития Челябинской области Мурзиной Е.В.;
- руководителю государственного бюджетного учреждения Челябинской области «Инновационный бизнес-инкубатор» Елисееву И.Н.;
- главам муниципальных образований: Челябинского городского округа Давыдову С.В., Магнитогорского городского округа Тефтелеву Е.Н., Трехгорного городского округа Забродину Д.А., Озерского городского округа Качану П.Ю., Усть-Катавского городского округа Алфёрову Э.В., Октябрьского муниципального района Молчану М.И., Нязепетровского муниципального района Селиванову В.Г., Ашинского муниципального района Чистякову В.В., Кунашакского муниципального района Закирову B.C.

В закладки:

Оставить комментарий