Внешнеэкономическая бутафория. Почему бизнес-туры в Челябинскую область превратились в политическое капитал-шоу губернатора Михаила Юревича?
Экономика Южного Урала является органичной частью мировой экономики. Значимость мировой конъюнктуры признана на официальном уровне. Прогноз социально-экономического развития области на 2014-2016 годы к числу ограничений роста региональной макроэкономики относит рецессию в ряде стран Евросоюза и замедление темпов роста экономики Китая и других развивающихся стран. В таких условиях грамотное глобальное маневрирование и инвестиционное позиционирование региона являются важными факторами увеличения доходной части бюджета Челябинской области.
Эксперты лишь разводят руками: бодрая инвестиционная риторика губернатора Михаила Юревича не приводит ни к каким масштабным результатам. Высококвалифицированные специалисты из-за рубежа не выбирают Южный Урал в качестве постоянного места жительства. Редкие иностранные капиталы вкладываются преимущественно в сырьевой сектор, не привнося в область ни альтернативных управленческих и маркетинговых парадигм, ни западноевропейской правовой культуры.
К слову, каждый визит иностранцев чиновники Михаила Юревича монетизируют в свою пользу с завидной регулярностью. На фоне непрекращающихся коррупционных скандалов, потери контроля над крупными городами Челябинской области, разочарования бизнес-сообщества и роста протеста активных горожан отредактированные фотографии улыбающихся гостей с Михаилом Юревичем призваны компенсировать убывающие рейтинги влияния и популярности. Зарубежные бизнесмены невольно для себя становятся актёрами в чужом спектакле. В погоне за хорошими новостями экономический и информационный блоки регионального правительства идут на прямое нарушение дипломатического протокола и деловой этики. Челябинские региональные власти обманывают Администрацию Президента России, обманывают посольства, обманывают экспертов, обманывают жителей.
Доходит до курьёзов: с лёгкой руки местных баснописцев простых бизнес-туристов записывают в официальные делегации, а презентации товаров выдают за стратегические переговоры.
Миссия на Урал. VIP-коктейль
Бельгийско-Люксембургская торговая палата по связям с Россией и Беларусью (фр. Chambre de Commerce Belgo-Luxembourgeoise pour la Russie et la Belarus, англ. Belgian-Luxembourg Chamber of Commerce for Russia and Belarus) ещё летом этого года запланировала организацию визита торговой миссии стран Бенилюкса в города Уральского региона: Пермь, Екатеринбург, Челябинск (с 17 по 22 ноября).
«Мероприятия по установлению контактов организуются для встречи с ключевыми лидерами общественного мнения и лицами, принимающими решения (министры, официальные лица, топ-менеджмент).
Министерство промышленности подтверждает, что наиболее привлекательными секторами для инвестирования на Урале являются: нефте- и газопереработка, добыча нефти, ремонт оборудования для нефтяной и газовой промышленности, поставка оборудования, строительство и поставка строительных материалов, нефтехимический сектор, древесина, экология, медицинские инструменты, торговля, машиностроение, энергосберегающие технологии, технологии по охране окружающей среды, технологии по преобразованию материалов, содействие местным организациям в расширении экспортных возможностей, гостиницы, выставочные комплексы и центры логистики, лёгкая промышленность (в том числе производство изделий из пластика и дерева), автомобили, компьютеры, настройка оргтехники, развитие аэропорта «Рощино», судостроение и судоремонт, рыбные фермы и рыбное хозяйство», — сообщалось на сайте Бельгийско-Люксембургской палаты.
Всем заинтересованным лицам до 20 октября 2013 года предлагалось заполнить регистрационную форму и оплатить оргвзнос: 484 евро для членов палаты и 605 евро для всех остальных компаний. Общая стоимость поездки оценивалась минимум в 1800 евро (не включая авиабилетов, питания, расходов на визу и переводчиков). Участникам гарантировался приём местными торгово-промышленными палатами и VIP-коктейль.
Содействие в организации визита компаний стран Бенилюкса в Челябинск оказывала Южно-Уральская торгово-промышленная палата. Несмотря на организационно-правовую форму некоммерческой организации, первым разделом на сайте ЮУТПП значится «Наши услуги» с подробным прайсом. Едва ли и нынешний визит ЮУТПП организовывала на общественных началах из любви к региону.
Региональные власти также имеют свои статьи расходов на официальные мероприятия.
Так Администрацией Губернатора Челябинской области с государственным унитарным предприятием Челябинской области «Протокол» 18 сентября 2013 года заключен государственный контракт № 38/13-К на оказание услуг по обеспечению протокольных мероприятий, проводимых Губернатором Челябинской области, Администрацией Губернатора Челябинской области, Правительством Челябинской области. Оказание услуги предполагает организационно-хозяйственную подготовку и обеспечение мероприятия в зависимости от формата мероприятия и согласно программе мероприятия.
Исходя из цены контракта на протокол и количества мероприятий, средняя стоимость одного мероприятия составляет около 1 миллиона рублей.
Также Администрацией Губернатора Челябинской области с государственным унитарным предприятием Челябинской области «Комбинат питания» 21 октября 2013 года заключен государственный контракт № 41/13-К на оказание услуг предприятия общественного питания, включающие в себя производство, реализацию продукции общественного питания, обслуживание с потреблением на месте и с потреблением на вынос (вывоз) с осуществлением доставки для обеспечения торжественных и официальных мероприятий.
Услуги по питанию на одном мероприятии обходятся областной казне почти в 250 тысяч рублей.
Металл в обмен на чай и кофе
21 ноября гости прибыли в Челябинск. 22 ноября на презентации компаний из Королевства Бельгии, Нидерландов и Великого Герцогства Люксембург присутствовали первый секретарь посольства Королевства Бельгия, экономический советник в ранге министра Стефан Тейс (Stefaan Thijs), министр экономического развития Челябинской области Елена Мурзина, президент ЮУТПП Фёдор Дегтярёв, генеральный директор Бельгийско-Люксембургской торговой палаты по связям с Россией и Беларусью Аркадий Арианов, директор автономной некоммерческой организации «Агентство инвестиционного развития Челябинской области», экс-министр промышленности Челябинской области Владимир Павлов.
Управляющий директор BIS Both Industrial Services BV Ян Хинсенвельд (Jan Hinsenveld) рассказал, что представляемая им компания занимается поставкой механических компонентов для градирен воздухоохладителей; вентиляторов, редукторов, карданных валов, электродвигателей. Компания заинтересована во взаимодействии с нефтехимическими, энергетическими, сталелитейными предприятиями.
Кристиан Зеннер (Christian Zenner), управляющий директор C. Steinweg Belgium NV, предложил транспортные услуги челябинским компаниям, заинтересованным в импорте товаров за рубеж.
TRS Europe, которую представлял Гай Импенс (Guy Impens), также оказывает логистические услуги.
Компания CLAYTON stream systems заинтересована в налаживании поставок парогенераторов и утилизационных паровых котлов.
Менеджер по развитию бизнеса Air Products S.A./N.V. Владимир Тимофеев представил компанию, занимающуюся производством промышленных газов и специализирующуюся на промышленном аутсорсинге.
Директор по продажам Lindab-Astron Buildings LLC Иннокентий Петров отметил, что компания уже имеет опыт строительства в Челябинске, в частности, заканчивает строительство торгового комплекса для гипермаркета «Магнит» на улице Каслинской.
Генеральный директор CIC International BV Вильфред Спранг (Wilfred Sprang) кратко представил проекты по оцинковке.
На презентации выступал представитель Валлонской федерации бизнеса (Union Wallonne des Entreprises, UWE).
Во время кофе-брейка мы обратили внимание, что директор АНО «Агентство инвестиционного развития Челябинской области» (учреждено Правительством Челябинской области) Владимир Павлов совершенно не способствует проведению переговоров и знакомству участников. «У нас тут свои B2B (business to business) переговоры», — отметил Павлов, словно подыскивая себе клиентов. К слову, на страничке Агентства в Фейсбуке так и написано: «Консалтинг/Бизнес услуги».
- Вы нам металл, а мы вам – чай и кофе, — разговаривали бизнесмены за соседним столиком.
После переговоров представителей зарубежных компаний принял губернатор Челябинской области Михаил Юревич и заместитель председателя Правительства Челябинской области Иван Фёклин.
Федеральный имидж дороже инвестиций
Делегация стран Бенилюкса улетела из Челябинска. Поездка носила сугубо ознакомительный характер. Компании интересовались о возможностях поставки своих товаров на Южный Урал. Ни о каких инвестициях в экономику Челябинской области речи не шло.
Вызывает недоумение, однако, как губернаторская пропаганда гиперболизировала обычный для деловой практики бизнес-тур и прошедшие встречи (networking events).
Сайт губернатора сообщил, что глава региона провёл переговоры с представителями официальной делегации стран Бенилюкса, а Челябинская область и страны Бенилюкса планируют развивать сотрудничество, что не соответствует действительности. Делегация бизнесменов по определению не может являться официальной, а единственное официальное лицо – первый секретарь посольства Королевства Бельгия Стефан Тейс никаких переговоров от имени зарубежных стран не вёл.
Также сайт губернатора назвал прошедший визит ответным на состоявшуюся недавно поездку представителей Челябинской области, организованную по поручению губернатора. Каким образом поездка компаний стран Бенилюкса по городам Урала, запланированная летом, стала ответной на октябрьскую поездку челябинской делегации, сайт не поясняет.
Дальше – больше. Многочисленные сайты, ассоциирующиеся с губернатором Михаилом Юревичем, сообщили, что «страны Бенилюкс подпишут 5 контрактов с Южным Уралом», «бизнесмены стран Бенилюкс планируют вложить деньги в южноуральские предприятия», «Южный Урал бьёт рекорды в международном сотрудничестве».
Содержание новостей свидетельствует: единственным адресатом всех этих сообщений является Президент России Владимир Путин, перед которым губернатор Юревич хочет предстать просвещённым инноватором и эффективным управленцем, бескорыстно содействующим экономическому росту.
Дипломатическим представительствам зарубежных государств в Российской Федерации стоит держать на заметке: сфера привлечения инвестиций (investment promotion) в Челябинской области давно превратилась в прибыльный государственный бизнес. С приезжающих и пока ничего не вкладывающих бизнесменов гарантированные дивиденды получают многочисленные квазикоммерческие структуры (торговые палаты, агентства инвестиционного развития). На организацию визитов расходуются бюджетные средства.
Но самые главные дивиденды – это отнюдь не прямые инвестиции в южноуральскую экономику (бизнес-губернатору просто невыгоден приход инвесторов в неконтролируемые им сферы), а политический капитал, конвертируемый в Москве. Вот только готовы ли западные бизнесмены, предъявляющие столь высокие требования к демократическим правам и свободам, отсутствию коррупции, свободе слова и транспарентности, финансировать политическую карьеру губернатора Челябинской области Михаила Юревича – большой вопрос.
Ноябрь 25th, 2013 в 09:59
Инвестиции не проститутка. дешево не купишь. Инвестиции как девушка сперва должна поверить , а потом согласиться. А пока Челябинская область похожа на улицу «красных фонарей»
Январь 24th, 2014 в 13:04
Статья несколько однобоко трактует понятие «инвестиции». На сегодняшний день, деньки не есть самоцель, иностранные партнёры инвестируют — интеллектуальный капитал, нечто более ценное и приносящее реальные дивиденды и пользу обществу. Делегации, во главе которых направляются представители иностранных государств в ранге Министра по протоколу являются официальными. По мнению авторов статьи, выходит, что лучше игнорировать интерес предпринимателей к региону, нежели оказывать им надлежащий приём… Также хочу отметить подписание 3х договоров фирмами Бенилюкс — только в Челябинске. В политических интригах, местячковых, страдает имидж целой страны.