На минувшей неделе по России прокатилась волна инспирированных властями митингов в поддержку русскоязычных жителей Крыма. Вместо использования цивилизованных инструментов демократического диалога внутри страны и квалифицированной дипломатии за её пределами, российские власти применяют архаичные методы колониальной политики. Издержки колониализма всё сильнее ощущают в регионах.
По Конституции Российской Федерации внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира (статья 71) относятся к исключительной компетенции федерального центра. Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации (статья 72) находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов.
Очевидно, что без серьёзной внешнеполитической поддержи внешнеэкономическая деятельность субъектов не приведёт к значимым результатам. Казалось бы, для оказания такой поддержки соответствующие структуры созданы – это территориальные представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Такое представительство действует в Екатеринбурге, распространяя свою юрисдикцию на Уральский федеральный округ. На представительство возложены задачи по оказанию содействия органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления, общественным объединениям и иным неправительственным организациям в развитии международных связей.
Осенью прошлого года редакция chelbusiness.ru обратилась к представителю МИД России в городе Екатеринбурге Александру Харлову с просьбой присылать информацию о деятельности представительства, в том числе о предстоящих мероприятиях и встречах. Подобная информация позволила бы нам заранее подготовить материал, сформулировать вопросы, опросить экспертов, провести интервью.
Никакого ответа на письмо мы не получили. И лишь после повторного телефонного звонка на редакционную почту был выслан ответ. В письме сообщалось, что вся информация, необходимая к публикации, размещается на сайте представительства.
Конечно, факт того, что чиновники будут за редакцию сами решать, что о них необходимо публиковать, а что нет, нас глубоко возмутил. По Конституции такая избирательность чиновников квалифицируется как цензура.
На сайте же представительства никаких новостей и вовсе не обнаружилось. Как и не нашлось никакой информации, предназначенной специально для журналистов (время и место пресс-конференций, встреч, деловых поездок и т.д.).
Пообщавшись с южноуральскими бизнесменами и чиновниками, мы выяснили, что публиковать представительству МИД в Екатеринбурге просто нечего, а деятельность ведомства стоит оценивать как фиктивную.
«Я знаю, что есть МИД в Москве, но ничего не слышал, чтобы они работали в Екатеринбурге», — сказал нам руководитель небольшой строительной компании.
«В жизни Челябинской области представительства МИД России в Екатеринбурге просто не существует. Вся внешнеэкономическая деятельность ведётся региональным министерством экономического развития. Содействия в Екатеринбурге никто не оказывает», — категорично заявили в одном из министерств области, попросив себя не называть.
Говорить о том, чтобы министерство иностранных дел России и его территориальные органы работали с гражданским обществом и журналистами, вообще не приходится. Рудимент советского тоталитарного наследия вообще ни в ком не нуждается. Как не нуждается и в мнении регионов по актуальным внешнеполитическим вопросам.
О событиях в Крыму Челябинскую область никто не спрашивал. Промышленный регион, имеющий экономические связи с украинскими предприятиями, ассоциирующимися с официальным Киевом, от военного напряжения в Украине явно не выиграет. Однако региону навязали проведение ура-патриотического мероприятия в поддержку действий президента Владимира Путина. В качестве массовки московские организаторы не постеснялись использовать даже исполняющего обязанности губернатора Челябинской области Бориса Дубровского.
15 тысяч человек, вышедшие на митинг в Челябинске, – это провал не только украинского внешнеполитического направления, но и внутриполитического демократического диалога. МИД России не считает нужным ни работать в формате федерализме, ни учитывать альтернативную позицию гражданского общества. Каких хороших новостей Украине может принести российский МИД, работающий в формате колониализма даже с собственными регионами?
Автор: Станислав Вахрушев